Самые красивые актрисы, сыгравшие Наташу Ростову

Людмила Савельева: лучшая Наташа Ростова родом из блокадного Ленинграда

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Людмила Савельева родилась в 1942 г., когда в блокадном Ленинграде наступили самые страшные времена. Детство было голодным, чтобы девочка не умерла от истощения, ее приходилось кормить столярным клеем. Но, несмотря на все трудности, с юного возраста Людмила увлекалась литературой и балетом. Она начала заниматься балетом с 11 лет, а в 1962 г. окончила Ленинградское хореографическое училище им. А. Вагановой. После этого ее приняли в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. Кирова (сейчас – Мариинский театр). Ей прочили успешную карьеру, она могла бы стать примой, однако судьба распорядилась иначе.

Сергей Бондарчук долго не мог подобрать актрису на роль Наташи Ростовой. В пробах участвовали Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева – самые красивые и эффектные советские актрисы. Против «балетных» у Бондарчука было предубеждение – редко из них получались хорошие актрисы. Когда помощница режиссера предложила посмотреть Людмилу Савельеву, Бондарчук засомневался. Позже он признался: «Вначале ей даже отказали в фотопробе: столь невыразительной и «не Наташей» показалась она внешне. Я ее принял, в сущности, для того, чтобы смягчить горечь отказа».

В гриме, платье и парике актриса преобразилась – она сама почувствовала себя Наташей Ростовой. Ее все-такие утвердили на роль, и Бондарчук об этом не пожалел. Съемки продолжались 5 лет. Савельевой пришлось оставить балет и сделать выбор в пользу кино. Ей тоже не пришлось сожалеть о своем выборе. Успех «Войны и мира» был ошеломительным.

На Московском кинофестивале актриса-дебютантка получила две награды – за лучший дебют и приз зрительских симпатий. В Америке фильм «Война и мир» ждал настоящий триумф – он получил «Оскар», в Европе – ряд других кинопремий. На тот момент уже существовала американская экранизация романа Л. Толстого с Одри Хепберн в главной роли, но русской Наташе Ростовой удалось ее затмить. Людмила Савельева влюбила в себя весь мир. Ею восхищались Федерико Феллини и Джульетта Мазина, ее портрет украсил обложки зарубежных газет и журналов. В Европе многие мамы называли новорожденных дочерей Наташами.

«Эта роль дала мне очень многое, за те пять лет, пока снималось это эпохальное произведение, я сжилась со своей героиней, стала очень на нее похожа, – рассказывала Савельева. – Ее показывали и в Америке, причем люди стояли в огромных очередях, чтобы увидеть советскую ленту. И это при том, что несколькими годами ранее Голливуд выпустил свою картину».

Фильм «Война и мир» стал судьбоносным для Людмилы Савельевой не только в творческом плане. Во время съемок она познакомилась со своим будущим мужем, актером Александром Збруевым. Девушка покорила его, когда он увидел ее в образе Наташи Ростовой.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Семь самых красивых исполнительниц Наташи Ростовой

Каждый режиссер видел главную героиню романа Льва Николаевича Толстова «Война и мир» по-своему: некоторые даже не придерживались оригинала произведения и сделали героиню не брюнеткой, а блондинкой. Впрочем, в роли Наташи Ростовой неизменно всегда оказывались только красавицы – а то, что критики не всегда были благосклонны к ним, уже другой вопрос.

Людмила Савельева

В 1966 году была выпущена 2 часть легендарной кинокартины Сергея Бондарчука «Война и мир» — «Наташа Ростова». Наташу Ростову превосходно сыграла Людмила Савельева, которая на тот момент была мало известна публике. Именно тот образ Наташи Ростовой, которую сыграла Людмила Савельева, считается эталонным. Ведь в ней было все: грация, милая робость, невероятность смелость, твердость характера, чуткость, удивительная страстность, которые были подробно описаны автором произведения Львом Николаевичем Толстым.

Савельева сыграла множество ролей, персонажи которых были весьма разнообразны, но все же настоящую популярность она обрела, благодаря роли Наташи Ростовой.

Изначала актриса мечтала о балете. Она училась в Ленинградском хореографическом училище и танцевала в Мариинском театре. В этом театре девушку заметили и пригласили на кинопробы на роль Наташи Ростовой. Просмотр оказался неудачным: балерина не дотягивала до той робости, которая присуща героине, и не смогла передать образ молодой девушки, которая переживает любовные чувства. Но что-то зацепило режиссера Сергея Бондарчука в этой девушке с большими глазами и он дал ей 2 шанс — и оказался прав. Следующая проба оказалась успешной, и Савельеву утвердили на роль.

Как вспоминает сама актриса, войти в роль ей помогли атрибуты того времени — парик и одежда. Девушка-блондинка стала брюнеткой, которая ждет своего первого бала.

Фильм обрел ошеломительную популярность и невероятный успех, получил престижную награду Оскар, а сама актриса получила 2 награды — за лучший дебют и приз зрительских симпатий.

После выхода картины имя Наташа обрело огромную популярность, и сама Людмила Савельева так назвала свою дочь.

Галина Вишневская

Галина Вишневская на момент постановки картины была звездой Большого театра, и ее работа в фильме стала одним из лучших исполнений оперы, после чего многие певицы стали копировать ее манеру.

Уже тогда Галина Вишневская была популярной звездой советской оперы, играла роль Татьяны в «Евгении Онегине», Купаву в «Снегурочке» и Аиду в опере с таким же названием. И это всем при том, что девушка не имела музыкального образования, служила в частях ПВО, пережила Блокадный Ленинград и выступала на эстраде.

Да и в Большом театре Вишневская оказалась случайно. Она гуляла и прочла висевшую на улице афишу о том, что проходит конкурс, пришла и уверенно прошла все стадии отбора. Вишневская умела максимально точно передавать характер героя, и ее Наташа Ростова получилось точно такой, какой ее рисовал Л.Н. Толстой в романе.

Вера Каралли

Фильм с Каралли вышел в 1915 году, режиссером которого был Чердынин. К сожалению, пленки с этой картиной не пережили революцию 1917 года, поэтому нельзя увидеть, какой была Наташа Ростова в исполнении Веры Каралли.

Сама актриса была очень необычной женщиной. Она была солисткой Большого театра и брала не столько техникой, сколько артистизмом. Ее карьера была успешной, но после случилась несчастная любовь с очень бурным расставанием. В 1914 Каралли начала сниматься в кино, молниеносно набрала популярность, а после у нее случился роман с двоюродным братом Императора — великим князем Дмитрием Павловичем.

Певица и актриса стала участницей убийства Распутина. Именно Каралли заманила Распутина во дворец Юсупова. В самом начале революции она покинула Россию и работала в Париже в русском балете, но успеха ей это не принесло. Далее занималась преподавательской деятельностью и ездила по разным городам, в итоге остановилась в Вене. В 1972 году она захотела вернуться и получила советский паспорт, но, к сожалению, Вера Каралли скончалась и не успела вернуться на родину.

Одри Хепберн

Первая экранизация романа Толстого «Война и мир» с озвучкой вышла в США в 1956 году, после эпохи немого кино.

Главную героиню Наташу Ростову сыграла обаятельная Одри Хепберн, которой на момент съемок было 27 лет. Актрисе удалось передать всю сущность и глубину образа юной влюбленной девушки, она смогла воплотить русский характер, узнать душу своей героини и воплотить ее любовь и силу.

Татьяна Лаврова

На оперной сцене первой Наташей Ростовой стала Татьяна Лаврова.

Ленинградскую консерваторию девушка окончила 22 июня 1941 года, в тот самый день, когда началась Вторая мировая война. Ее муж был известным пианистом и погиб на фронте. После этой трагедии у Лавровой пропал голос, и она ушла из профессии, уехала в Куйбышев из родного Ленинграда и стала работником завода. На вокзале артистка случайно встретила поезд с работниками консерватории, которые эвакуировались, и Софья Акимова, наставник, забрала Лаврову с собой в Ташкент. Там они целый год занимались восстановлением вокала.

В 1942 году Татьяна Лаврова впервые выступила в Ташкентской опере, через 3 года прошла отбор на роль Наташи Ростовой у Самуила Самосуда, занимавшегося этой постановкой в Малом оперном театре в Ленинграде.

А в 1947 году артистка получила за роль Сталинскую премию.

Как говорят критики, у Лаврой был замечательный вокал, но ей не удалось передать молодой девичий характер и порывистость своего персонажа.

Клеманс Поэзи

Клеманс Поэзи сыграла роль Наташи Ростовой в экранизации романа «Война и мир» в 2007 году. В этом мини-сериале было множество различий с оригиналом произведения. Самым главным стало то, что дочь графа Ростова предстает блондинкой, а не брюнеткой. Но игра актрисы была настолько завораживающей и правдоподобной, что все зрители об этом совсем забыли.

Было много и других промахов режиссера, после которых стало понятно, что он совсем не знаком с русским духом, культурой и обычаями.

Лили Джеймс

Мини-сериал»Война и мир», где сыграла Лили Джеймс, вышел в 2016 году. Эта экранизация оказалась не похожей на другие: с первых серий стало ясно, что британцы выпустили весьма скандальную версию великого романа. Да и сама героиня стала тому подтверждением: искреннюю и непоседливую, милую и смелую девушку превратили в роковую женщину и надели на нее наряд викторианской эпохи. Сами актеры признавались, что ни разу не читали оригинал произведения.

Каждая из актрис воспринимала по-разному образ своей героини и по-своему передавала ее чувства, поведение и любовь. Как замечают зрители, с каждым разом экранизация выходит все менее похожей на оригинал великого произведения.

Любовь на съемках: как сложилась судьба актрисы, сыгравшей Наташу Ростову

Эта актриса не любит светских тусовок и интервью, старательно избегает пристального внимания к собственной персоне. В начале 60-х годов хрупкая девушка стала перед сложным выбором, который навсегда изменил ее жизнь. О судьбе лучшей Наташи Ростовой в истории мирового кинематографа мы расскажем в этой статье.

Рождение звезды

В блокадном Ленинграде в 1942 году родилась девочка, которую с трудом удалось выходить маме и бабушке. Им еще долго пришлось ухаживать за малюткой, чтобы укрепить подорванное холодом и голодом здоровье. Людочка подрастала, и очень скоро родные заметили, что малышка любит слушать по радио классическую музыку, а затем она стала перед зеркалом танцевать, придумывая первые балетные па в своей жизни.

Наблюдая за внучкой, бабушка решила повести ее в балетную школу. Людмила окончила училище им. Вагановой и сразу же была зачислена в труппу театра им. Кирова. Людмила была молода и талантлива, многие считали, что ее ждет блестящая балетная карьера. Но судьба распорядилась иначе.

Неожиданное предложение

Однажды на нее обратила внимание ассистентка Сергея Бондарчука Лихачева по актерам. Режиссер категорически запретил ей искать претенденток на роль среди балерин, но Татьяна Сергеевна этот запрет обошла и привезла Савельеву на пробы.

Бондарчук на роль Наташи Ростовой в свою картину «Война и мир» долго не мог выбрать актрису. Савельеву он посчитал не лучшей претенденткой: внешность невыразительная, пробы неудачные, полное отсутствие опыта в съемках. В пробах принимали участие самые красивые и талантливые советские актрисы: Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, Анастасия Вертинская.

Когда помощница предложила режиссеру посмотреть Савельеву, он сомневался. Балерине отказали в фотопробе. Бондарчук счел ее совершенно неподходящей на роль Наташи. Он согласился на просмотр лишь для того, чтобы хоть как-то смягчить горечь отказа. Сергей Федорович счел Людмилу слишком юной для столь сложной роли, но когда она появилась на площадке в костюме и гриме, он понял, что сделал правильный выбор. Позже он не пожалел о нем – в Людмилу влюбились миллионы зрителей во всем мире и признали лучшей актрисой, которой удалось воплотить на экране образ Наташи Ростовой.

Читайте также:  Звезды, которым не мешало бы поправиться

Сложный выбор

Савельева полностью отдавалась этой роли, разрываясь между съемочной площадкой и театром. Необходимо было выбирать: балет или кино. В юности она мечтала стать примой театра им. Кирова, но вынуждена была от своей мечты отказаться. После долгих раздумий начинающая актриса выбрала карьеру актрисы. Как показало время, она не ошиблась. Однако жизнь преподносила ей все новые и новые сюрпризы, заставляя сомневаться в правильности своего решения.

Жизнь после бала

Фильм, снятый режиссером С. Ф. Бондарчуком, превратил Людмилу Савельеву в звезду мировой величины. А сама картина стала одной из самых дорогих в кинематографе СССР. Его съемки продолжались почти шесть лет, а сцена Бородинского сражения и сегодня считается одной из самых масштабных в истории мирового кино.

После выхода картины «Война и мир» на экраны Людмила Савельева стала всенародной любимицей. Актриса-дебютантка получила на Московском кинофестивале две награды – приз зрительских симпатий и за лучший дебют. В Соединенных Штатах «Войну и мир» ждал оглушительный успех. Картина была удостоена «Оскара», а в Европе получила множество других кинопремий.

Американская экранизация этого романа на тот момент уже была снята. В ней роль Наташи Ростовой исполнила неподражаемая Одри Хепберн, однако Савельевой удалось затмить ее и покорить сердца зрителей всего мира, включая и американских.

Савельевой восхищались Джульетта Мазина и Федерико Феллини, ее фото украшало обложки всех зарубежных изданий. После выхода картины многие мамы в Европе называли своих новорожденных дочерей Наташами. Именно Людмила получала заветную статуэтку, когда фильм был удостоен высокой награды.

Савельева становилась участницей международных кинофестивалей, снялась в фильме «Подсолнухи» Витторио Де Сика, снятом советскими и итальянскими кинематографистами. Она работала на одной площадке с такими мэтрами мирового кинематографа, как Марчелло Мастроянни и Софи Лорен.

Дальнейшая актерская судьба

Людмиле Савельевой стали поступать многочисленные предложения от известных режиссеров, но она постоянно отвечала на них отказом. Нет, она не планировала оставить кино, но ей очень хотелось сыграть роль, которая бы отличалась от образа Наташи Ростовой. Ее не прельщала судьба актрисы одной роли и снова и снова играть наивных девочек.

Для себя она решила, что будет сниматься только в том фильме, который ее «зацепит». Второго варианта для нее не существовало. Именно в этот период своей жизни актрису все чаще стали навещать мысли об ошибочном решении оставить балет.

Тем не менее, когда на экраны в 1970 году вышел фильм «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова, Савельева исполнила в нем роль Серафимы Корзухиной и доказала прежде всего себе, что она разносторонняя актриса – ее амплуа не ограничивается ролью Наташи Ростовой.

После съемок вдова Михаила Булгакова, по роману которого был снят фильм, пригласила на ужин талантливую актрису. С тех пор прошло много лет, но и сегодня Людмила Савельева хранит шарфик, который Елена Шиловская, бывшая последней любовью и музой знаменитого писателя, подарила ей.

Любовь на съемках

В очаровательную, хрупкую и непосредственную Люсю, как называли актрису на съемочной площадке, было невозможно не влюбиться. Девушка покоряла сердца всех окружающих. Свою судьбу Людмила встретила тоже на «Мосфильме». В соседнем павильоне в фильме «Чистые пруды» Алексея Сахарова снимался Александр Збруев. Они встретились в коридоре киностудии. Известный актер тут же забыл о недавнем разводе с актрисой Валентиной Малявиной.

Хрупкая и нежная красавица с распахнутыми голубыми глазами покорила сердце Александра с первого взгляда. Людмиле тоже понравился привлекательный весельчак и балагур.

Семейная жизнь

Вскоре Людмила и Александр поженились, а спустя год в семье появилась маленькая принцесса, которую родители назвали Наташей в честь героини романа Толстого «Война и мир». Девочка росла разносторонним и талантливым ребенком, подававшим большие надежды. Она снялась в картине «Если верить Лопотухину» Михаила Казакова.

Однако в подростковом возрасте она пережила личную трагедию, негативным образом отразившуюся на здоровье девочки. Родители тщательно оберегают хрупкое здоровье Наташи, поэтому в их доме никогда не бывает фотографов и журналистов. Особенно после того как фотографии Натальи, попавшей в больницу после случайной травмы, появились на страницах всех желтых изданий.

Любовь вопреки всему

Еще раз жизнь подвергла актрису испытанию на прочность. Это произошло, когда Савельева узнала о том, что у ее супруга на протяжении многих лет была вторая семья, в которой подрастала дочь. Она очень переживала эту ситуацию, но никогда, не дала мужу понять ни единым словом, насколько ей было больно и горько.

Людмиле Михайловне и Александру Викторовичу удалось преодолеть все трудности и сохранить свою семью. Свой закат они встречают достойно, не вспоминая былых обид, сохраняя уважение. Сегодня актриса жалеет лишь о том, что ни одному из режиссеров не пришло в голову использовать ее талант балерины. Наверняка она смогла бы и с этой ролью справиться блестяще.

Измена Збруева, тяжелая болезнь дочери: куда исчезла красавица-актриса Людмила Савельева

Сломанная жизнь одной из красивейших артисток рвет сердце

Людмила Савельева проснулась знаменитой после выхода на экраны эпопеи «Война и мир» Сергея Бондарчука. Ее Наташа Ростова по сей день остается непревзойденной вершиной не только актерского мастерства, но и эталоном женской красоты. Савельевой прочили блестящую карьеру в балете, но в 1967 году ее жизнь изменилась навсегда.

Людмила Савельева в молодости. Фото: Global Look

Людмила Савельева родилась 24 января 1942 года в блокадном Ленинграде. В 11 лет начала заниматься балетом. В 1962 году окончила хореографическое училище имени Вагановой. Служила в легендарном Мариинском театре. Людмила Михайловна признавалась, что совершенно не жалеет о своем уходе из балета. «Жизнь танцовщицы короткая, а сниматься в кино можно довольно долго», — поясняла актриса.

Творчество

Людмила Савельева в фильме «Война и мир». Фото: Global Look

Людмила Савельева дебютировала в кино в 1964 году в роли нереиды в фильме-балете «Спящая красавица». Прославила ее на весь мир первая большая роль. В грандиозной эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» в 1965 году она сыграла Наташу Ростову. Во Франции девочек стали называть в честь героини романа Льва Толстого, а Япония объявила 1972 год «Годом Людмилы Савельевой».

Людмила Савельева в фильме «Война и мир» преобразилась в Наташу Ростову. Фото: Global Look

На съемках фильма актрисе пришлось тяжело. Она продолжала выступать на сцене Мариинского театра, ездила на съемки в Москву. Закончилось это физическим истощением. Девушка стала падать в обмороки и на репетициях, и на съемочной площадке.

«Эта роль дала мне очень многое. За те пять лет, пока снималось это эпохальное произведение, я сжилась со своей героиней, стала очень на нее похожа», — рассказывала Савельева. Именно она получала «Оскар» за киноэпопею Бондарчука. Режиссер находился тогда в Италии на съемках. «Я была с картиной в Аргентине. И вдруг мне позвонили и сказали: «Срочно вылетайте в Лос-Анджелес». Помню, одна американка, делая мне перед церемонией прическу, сказала: «Если ваша «Война и мир» не получит «Оскар», значит, нет справедливости». Я сидела в зале, дрожала, и когда объявили, что премию получает наш фильм, взлетела на сцену и думала, что непременно упаду оттуда», — вспоминала с улыбкой знаменитость.

Людмила Савельева в фильме «Всадник без головы». Фото: кадр из фильма

С середины 1980-х годов снялась в небольших ролях в культовых фильмах режиссера Сергея Соловьева — «Чужая белая и рябой», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Нежный возраст», «Анна Каренина». Снималась в картинах: «Подсолнухи», «Бег», «Чайка», «Всадник без головы», «Шел четвертый год войны», «Седьмое небо».

Людмила Савельева в сериале «Анна Каренина». Фото: кадр из фильма

Последней ролью актрисы стали съемки в фильме «Дочки-матери» в 2009 году. «Кино — это искусство для молодых. Сериалы мне неинтересны, люблю сниматься у своих режиссеров, которых я знаю, но их становится все меньше. Я бы снялась в художественной кинокартине, если бы для меня написали хороший сценарий, но никто ж не пишет», — рассуждала она.

Личная жизнь

Людмила Савельева всю жизнь прожила с одним мужчиной. Фото: Global Look

Людмила Савельева с 1967 года замужем за Александром Збруевым. У супругов родилась дочь Наталья (1967). «Конечно, и я назвала свою дочку Наташа, иначе и не могло быть», — говорила актриса.

Артист Александр Збруев — супруг актрисы. Фото: Global Look

В начале 90-х появились слухи о том, что Збруев с Савельевой не живет. Артиста стали все чаще видеть в обществе актрисы Елены Шаниной, знаменитой Кончите из «Юноны» и «Авось». Она в 1993 году родила от артиста внебрачную дочь Татьяну. Збруев ребенка признал и помогал ее воспитывать. Бывшая жена актера Валентина Малявина летом 1997 года заявила: «Саша совершенно запутался в женщинах. Сегодня у него две жены, и он как-то с ними не справляется: обе мне на него жалуются…».

Людмила Савельева с маленькой дочкой Натальей. Фото: кадр из док. фильма «Александр Збруев. Три истории любви»

Для Савельевой это был жесточайший удар. Но публичных скандалов она не устраивала. Как-то у нее спросили, как Збруев общается с другой своей дочерью, Татьяной. На это артистка ответила: «У него одна семья. И дочь у нас одна — Наташа. Про других я ничего не знаю».

Тяжелая болезнь дочери

Дочь Наталья из-за тяжелой болезни до сих пор живет с именитыми родителями. Фото: кадр из док. фильма «Александр Збруев. Три истории любви»

Наташа росла очень импульсивной девочкой. Повзрослев, она так и не научилась справляться со свои грузом. Когда ее предал жених, она угодила в психиатрическую клинику. Победить болезнь так и не смогла. Пыталась работать продавцом в продуктовом магазине, но надолго не задержалась там. Выход, как это часто бывает, нашелся в церкви. Вместе с ней пришла к Богу и Людмила Михайловна.

Людмила Савельева сейчас. Фото: кадр из док. фильма «Александр Збруев. Три истории любви»

В 54 года Наташа живет с родителями — оставлять ее одну в квартире опасно. В 2005-м она подожгла собственную квартиру, но, к счастью, соседи вовремя успели потушить возгорание. В одном из редких интервью Наталья заявила, что «мама нашла ей врача, приходившего на дом делать уколы от «шизофрении»». Так ли это было на самом деле, неизвестно.

Людмила Савельева: биография, личная жизнь, фильмы с актером

Только авторизированные пользователи могут добавлять фотографии.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд

Полное имя: Людмила Михайловна Савельева
Дата рождения: 24 января 1942 г. (возраст – 80 лет)
Знак зодиака: Водолей
Место рождения: Ленинград (Санкт-Петербург), СССР (Россия)
Рост: 165 см
Семейное положение: замужем за Александром Збруевым

Читайте также:  Джек Николсон и его жинщины - подборка фото

Только авторизированные пользователи могут задавать вопросы.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд

Содержание (быстрый переход)

В кинематограф она попала случайно, но ее дебют оказался блистательным и незабываемым. Сыграв роль Наташи Ростовой, актриса покорила не только зрителей своей страны, но и зарубежную аудиторию.

Биография

Актриса родилась в блокадном Ленинграде, и выросла не на манной каше, а на столярном клее, достать который в те страшные голодные годы было большой удачей.

«Нам удалось выжить, во-первых, потому что перед уходом на фронт папа поставил буржуйку. И у нас была большая плита на кухне, которую топили либо дровами, либо чем-то другим», – рассказывает о тяжелом быте тех лет Людмила Михайловна.

По рассказам мамы актриса знает, как их вывезли по дороге жизни, и им повезло, что их машина не попала под бомбежку и не утонула.

На фото: Людмила Савельева в молодости

Но и после того, как блокада была снята, жить по-прежнему было тяжело, и эти годы биографии Людмилы Савельевой были одними из самых сложных в ее жизни. Годы юности актрисы совпали с послевоенным временем, когда люди начали возвращаться к мирной жизни, и у них появились иные цели и желания, не связанные с тем, как бы не умереть от голода.

Повзрослев, Людмила всерьез увлеклась искусством, ее тянуло ко всему прекрасному, и родители определили свою одиннадцатилетнюю дочь в Ленинградское хореографическое училище им. Вагановой, в котором она числилась в числе самых перспективных и подающих большие надежды учениц. Спустя девять лет Савельева его окончила и была принята в труппу Кировского театра, на сцене которого успела принять участие в постановках «Жизель» и «Спящая красавица».

Она и дальше могла бы продолжать карьеру в Мариинке и наверняка добилась бы на этом поприще больших успехов, если бы ее не заметила помощница режиссера Сергея Бондарчука, начавшего снимать свою легендарную киноэпопею «Война и мир».

На фото: актриса в роли Наташи Ростовой

На роль Наташи Ростовой он перепробовал множество актрис, среди которых были уже ставшие популярными в то время Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, Анастасия Вертинская, но Бондарчуку каждый раз что-то не нравилось в предлагаемых кандидатурах.

Когда ему представили юную балерину Савельеву, она поначалу тоже не произвела на него должного впечатления, и только после нескольких проб в гриме и костюмах, режиссер остановился на этой юной балерине.

«А ведь ничего общего у меня с Наташей не было: маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у героини романа, а синие. Но когда на меня надели парик, панталончики, я вдруг почувствовала себя Наташей», – рассказывает актриса.

Людмиле было интересно работать на съемочной площадке, да и персонаж, которого она играла, ей тоже очень нравился, но она и не предполагала, что вся ее дальнейшая биография будет связана с кино.

Савельева продолжала танцевать в театре, но съемочный процесс оказался настолько сложным и тяжелым, что после каждого рабочего дня на площадке она чувствовала себя совершенно обессиленной. Совмещать кино и балет стало невозможно – перед ней встала проблема выбора, и она остановила его на кино, хотя близкие Людмилы Михайловны и не предполагали, что она захочет связать свою жизнь с кинематографом и откажется от театра.

В том, что она не ошиблась и поступила правильно, Людмила Савельева убедилась после выхода фильма на экраны – она почувствовала себя настоящей звездой, а ее популярность просто зашкаливала. А поскольку права на прокат «Войны и мира» приобрели и другие страны, о Савельевой заговорили и за рубежом. Вместе со съемочной группой актриса побывала на вручении фильму «Оскара» и «Золотого глобуса» в Америке, где ее сравнивали с Одри Хепберн, снявшейся до этого в русской версии «Войны и мира».

Фото с изображением юной российской кинозвезды появились на обложках зарубежного глянца. На родине Людмила Михайловна была тоже отмечена – на Московском кинофестивале ее наградили за лучший актерский дебют. После Наташи Ростовой актрисе начали поступать предложения от других режиссеров, но многие из них она отвергала, не желая становиться заложницей одного образа – наивной барышни девятнадцатого века.

На фото: Савельева в фильме «Подсолнухи»

Следующим фильмом с участием Савельевой стала совместная итало-франко-советская лента «Подсолнухи», в которой она сыграла девушку Машу, а ее партнерами по съемочной площадке были Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. В фильме Савельева сыграла жену героя Мастроянни, которого она выходила и спасла от смерти, а потом родила ему ребенка.

Свою вторую крупную роль Людмила Михайловна получила в кинофильме «Бег», вышедшем на экраны в семидесятом году. Она глубоко и ярко сыграла Серафиму Корзухину. Не менее впечатляющей стала и Нина Заречная в исполнении Савельевой в экранизации «Чайки», высоко оцененная советскими и зарубежными критиками и зрителями. Режиссер фильма Юрий Карасик снимал актрису исключительно крупным планом, чтобы все внимание сконцентрировать на главной героине.

В семьдесят третьем году Савельева снялась в приключенческой ленте «Всадник без головы», а спустя четыре года – в историческом фильме «Юлия Вревская». В творческой биографии актрисы около четырнадцати ролей в кино, и такой относительно небольшой список объясняется тем, что Савельева крайне избирательно относилась к приглашениям сняться в той или роли.

“Всадник без головы”

За всю свою творческую биографию она ни разу не предстала в образе отрицательной героини и никогда не соглашалась на «проходные» роли.

Сейчас Людмила Михайловна уже не снимается, а свою последнюю на сегодня роль в кино она сыграла в 2009 году, и это была роль дежурного врача Ирины Сергеевны в ленте «Дочки-матери». Сейчас Людмила Савельева почти не появляется в обществе, большую часть времени проводя дома.

Несмотря на то, что иногда ее гнетет мысль о собственной невостребованности в кино, она не собирается сниматься в сериалах, которые называет убогими. Свободное время она посвящает чтению и заботе о доме.

«Она очень умная женщина, мне с ней повезло. В кино не снимается по той же причине, что и я: уровень современных картин не устраивает», – говорит о своей жене Александр Збруев.

Людмила Савельева и Александр Збруев

В личной жизни актрисы не было громких романов – знакомство с будущим мужем раз и навсегда решило ее судьбу. Они познакомились случайно и сначала Людмила не призналась ему в том, что снимается в роли Наташи Ростовой, и только потом, когда они столкнулись в стенах «Мосфильма», будущий муж актрисы увидел ее в сцене первого бала. Сам он в тот период снимался в фильме «Чистые пруды».

На фото: актриса с мужем

Людмила Савельева и Александр Збруев встретились в коридорах киностудии, где актриса снималась в «Войне и мире». Збруев, переживший до этого развод со своей первой женой Валентиной Малявиной, был очарован юной балериной и влюбился с первого взгляда.

В шестьдесят седьмом году Александр стал мужем Людмилы Савельевой, а через год в их личной жизни произошло радостной событие – они стали родителями.

Все в молодой семье складывалось идеально – супруги любили друг друга, у них подрастал ребенок, но вскоре личная жизнь Людмилы Савельевой была омрачена известием о том, что муж не только ей изменяет, но у него, фактически, есть еще одна семья, в которой подрастает еще одна его дочь. Муж Людмилы Савельевой всегда имел успех у женщин и порой отвечал им взаимностью.

Так произошло с Еленой Шаниной, актрисой театра им. Ленинского комсомола, которая была моложе Збруева на четырнадцать лет. Отношения с ней Збруев долго скрывал, но все вышло наружу, когда Елена родила ему дочку Таню. Тем не менее, актер, ставший отцом двоих детей от разных женщин, решил остаться со своей семьей, но помогал Шаниной воспитывать их общего ребенка. Людмиле Михайловне хватило сил и женской мудрости, чтобы сохранить семью.

Збруев и Савельева в фильме «Шел четвертый год войны»

В 2017 году Людмила Савельева и Александр Збруев отметили золотую свадьбу, и, чтобы ни говорили об их отношениях, сегодня они по-прежнему вместе, и супруг относится к Людмиле Михайловне с восхищением и любовью.

Дочь Людмилы Савельевой

Свою дочь они назвали Наташей, как героиню, прославившую Людмилу Михайловну и превратившую ее в настоящую звезду.

«Я никак не могла назвать ее иначе, потому что все, как только ее видели, говорили: «Ну вот, теперь у нас появилась еще одна Наташенька», – говорит Людмила Савельева.

О своих детях супруг актрисы рассказывает крайне редко, да и сама Людмила Михайловна почти не упоминает о дочке.

На фото: дочь Людмилы Савельевой

В юности дочь Людмилы Савельевой, выросшая в творческой обстановке, проявляла актерские способности, подавала большие надежды и даже снялась в роли Малаховой кинофильме «Если верить Лопотухину», принесшей ей популярность.

Однако кроме этой картины на экраны больше не вышло ни одной с участием Натальи Збруевой. Сейчас ей уже больше пятидесяти, и чем занимается Наталья Александровна сегодня, неизвестно. Говорят, что родители не очень хотели, чтобы дочь пошла по их стопам и видели в ней будущего переводчика или преподавателя иностранного языка, но все сложилось иначе.

На фото: Наталья Збруева в фильме «Если верить Лопотухину»

По слухам, в молодости Наталья пережила личную драму – она была влюблена, но в перестроечные годы ее возлюбленный погиб, и это трагическое событие отрицательно сказалось на ее психике. Детей в этом браке не было, а Наталья после смерти гражданского супруга поселилась у родителей.

Но это не первый моральный удар, полученный дочерью Савельевой и Збруева в жизни – когда она была еще подростком, сильно переживала по поводу того, что у ее отца завелась еще одна семья.

Когда Наталья об этом узнала, она не собиралась мириться с изменой отца и хотела, чтобы мама развелась с ним, но Людмила Михайловна решила по-другому и сохранила брак. Збруев не раз говорил, что состояние дочери – это его личная трагедия. Ее судьба не сложилась, она так и не нашла своего места в жизни – учиться не захотела, пыталась работать продавцом, но ее хватило ненадолго. В последние годы единственной отдушиной для женщины стала вера в бога – Наталья ходит в церковь, читает православную литературу.

Обаяние Наташи Ростовой

Cегодня день рождения самой трогательной, на мой взгляд, “Наташи Ростовой” – актрисы Людмилы Савельевой. Ей сегодня исполняется 78 лет.

О том, как Людмиле удалось получить эту роль, о вручении ей Оскара в 1969 году, о том, как она попала в фильм “Подсолнухи” с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни, о воплощениях Наташи Ростовой и о том, кто вдохновил Льва Толстого на этот образ, в этом посте.

Даже не верится сейчас, что режиссер “Войны и мир” Сергей Бондарчук долгое время сомневался, стоит ли давать роль Наташи Ростовой Савельевой. Для съемок фильма уже был подобран блестящий актерский состав – Вячеслав Тихонов (князь Андрей Болконский), Олег Табаков (Николай Ростов), Василий Лановой (Анатоль Курагин), Олег Ефремов (Долохов), Николай Рыбников (Василий Денисов). Сам Бондарчук исполнял роль Пьера Безухова. А вот с исполнительницей Наташи Ростовой он никак не мог определиться. Кого только Бондарчук не пробовал на эту роль – Анастасию Вертинскую (в итоге она сыграла княгиню Лизу, жену Андрея Болконского), двух красавиц из фильма “Три плюс два” по имени Наталья – Кустинскую и Фатееву, но ни один из этих вариантов не подходил.

Читайте также:  Лучшие идеи из гардероба Дины аль-Джухани Абдулазиз: фото

Когда помощница режиссера предложила ему посмотреть одну юную балерину, окончившую хореографическое училище имени Вагановой (а Бондарчук не был поклонником балета да и к балеринам относился с предубеждением), он даже слышать о ней не хотел, но от безысходности решил взглянуть на нее и увидел маленькую хрупкую блондинку с синими глазами, которая ну совсем никак не ассоциировалась с образом темноглазой брюнетки Наташи.

«И кого вы привели?!» — недоуменно воскликнул режиссер. Но все же решил дать шанс молоденькой балерине на пробах. Только она и тут не впечатлила его. Как вспоминала потом Людмила Савельева, она и сама чувствовала себя не в своей тарелке и хотела, чтобы пробы поскорее закончились, и можно было вернуться в родной Ленинград (кстати, актриса родилась вовремя блокады в 1942 году, и было в ее жизни такое, что от голода она ела столярный клей!).

Однако помощница режиссера была так очарована Савельевой, что уговорила Бондарчука на еще одни пробы. На этот раз ей дали темный парик и платье Наташи Ростовой. Юная Людмила сама поразилась своему преображению и почувствовала, что она и есть Наташа Ростова. Ей предстояло сыграть прощальную сцену с князем Андреем Болконским. Подыгрывал ей Иннокентий Смоктуновский, который отказался от этой роли в пользу роли Гамлета, но частенько захаживал на съемочную площадку к Бондарчуку.

Иннокентий Смоктуновский и Анастасия Вертинская на премьере “Гамлета” в 1964 году.

На этот раз Людмиле удалось войти в образ, да так, что во время сцены прощания Смоктуновский прослезился. А через несколько дней после этой пробы Савельева получила телеграмму: «Поздравляем Наташу!».

Съемки «Войны и мир» длились целых пять лет. Поначалу Людмила разрывалась между двумя городами – в Ленинграде она танцевала в балетных спектаклях, потом мчалась на поезде в Москву и с вокзала, даже не заезжая в гостиницу, неслась на съёмки. Именно там, на съемочной площадке во время съемок первого бала произошла главная встреча ее жизни – она познакомилась с актером Александром Збруевым, и у них начался роман. Они поженились и до сих пор вместе))

Александр Збруев – мой любимый хулиган Ганжа из “Большой перемены”))

Благодаря роли Наташи Ростовой Людмила Савельева стала знаменита на весь мир. Газеты и журналы выходили с портретом трогательной русской балерины на обложках. На Западе начался целый бум — мамочки стали называли своих новорождённых дочек Наташами.

Ею восхищались легендарные Федерико Феллини и Джульетта Мазина. Итальянский режиссёр Витторио Де Сика снял ее в своей картине «Подсолнухи» вместе с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен.

Именно Савельева получала «Оскар», когда в 1969 году “Война и мир” стал лучшим фильмом на иностранном языке.

“Сам режиссер находился тогда в Италии на съемках своего нового фильма “Ватерлоо”, а я была с картиной в Аргентине, – рассказывала актриса. – И вдруг мне позвонили и сказали: “Срочно вылетайте в Лос-Анджелес”. Я ужасно нервничала до последнего момента. Помню, одна американка, делая мне перед церемонией прическу, сказала: “Если ваша “Война и мир” не получит “Оскар”, значит, нет справедливости. Я сидела в зале, дрожала, и когда объявили, что премию получает наш фильм, взлетела на сцену и думала, что непременно упаду оттуда”.

На видео Савельева появлятся с 1:14 мин.

А теперь о других воплощениях Наташи Ростовой.

Во-первых, это Одри Хепберн.

Фильм сняли еще в 1956 году, даже раньше экранизации Бондарчука на десять лет. Пьера Безухова здесь сыграл Генри Фонда.

И хоть я обожаю Одри Хепберн, все же мне кажется, что Савельева в этой роли более трогательная. Кстати, она ведь тоже изначально была балериной.

Другая Наташа Ростова – Клеманс Поэзи (2007).

Я не смотрела эту экранизацию, но, судя по фото, не представляю ее в этом образе. Кстати, в этом фильме снялись наши актеры – Игорь Костолевский (император Александр I) и Дмитрий Исаев (Николай Ростов).

И еще одна “Наташа Ростова” Лили Джеймс в одноименном британском сериале 2016 года.

Его мне посоветовали мои подписчики, которые хвалили Пола Дано в роли Пьера Безухова.

Меня заинтересовал эта экранизация еще и потому, что я тогда как раз начала смотреть англо-американский сериал “Макмафия”, в котором снялись Алексей Серебрянников и Мария Шукшина. Их русского сына Алекса сыграл Джеймс Нортон, который в этой экранизации снялся в роли Андрея Болконского.

“Макмафия”. Кстати, я так ее и не досмотрела. Скучно стало.

И напоследок о том, кто вдохновил Толстого на образ Наташи Ростовой.

Софью Берс он знал с самого детства – хоть Берсы и жили в Москве в квартире возле Кремля, они часто наведывались в свое тульское имение недалеко от Ясной Поляны.


Софья с юности увлекалась написанием рассказов и вела дневник, который позже был признан одним из выдающихся образцов мемуарного жанра. И вот однажды вернувшийся в Москву Толстой обнаружил уже не маленькую девочку, с которой когда-то ставил домашние спектакли, а очаровательную девушку. Семьи снова стали часто бывать друг у друга. Берсы думали, что Лев будет свататься к ее старшей сестре, но его покорила Софья своей непосредственностью, простотой и ясностью суждений. Увидев её танцующей на балу, Толстой принял окончательное решение. Считается, что свои собственные чувства в тот момент писатель передал в «Войне и мире» в сцене, где князь Андрей наблюдает за Наташей.

Свадьбу сыграли через неделю после помолвки – Толстому хотелось поскорее жениться. Невесте было 18 лет, жениху 34.

Желая быть честным с будущей женой, Толстой дал ей прочитать свой дневник — так девушка узнала о бурном прошлом жениха, об азартных играх, о многочисленных романах и страстных увлечениях, в том числе о связи с крестьянской девушкой Аксиньей, которая ждала от него ребёнка. Софья была шокирована, но, как могла, скрывала свои чувства. Тем не менее память об этих откровениях она пронесла через всю жизнь.
Софья Андреевна родила Толстому 13 детей, 5 из которых умерли в раннем возрасте. Вместе они прожили 48 лет. А потом писатель ушел от жены, но это уже совсем другая история.

Самые красивые актрисы, сыгравшие Наташу Ростову из романа «Война и мир»

Почти век героиню знаменитого романа Льва Толстого играли брюнетки, но в XXI веке Наташа Ростова неожиданно «посветлела».

20 июля 1966 года вышла вторая часть легендарной киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир» — «Наташа Ростова». Главную героиню блистательно сыграла мало известная широкой публике Людмила Савельева.

Созданный ей образ до сих пор считается эталонным. В ней были и «робкая грация», и «непостижимая смелость», и удивительная чуткость, и «свойственная ей во всем страстность», и твердый характер, и другие качества, так подробно описанные Львом Толстым.

Впрочем, в роли Наташи Ростовой неизменно оказывались красавицы – то, что критики не всегда были благосклонны к ним, уже другой вопрос. Вспоминаем и сравниваем самых ярких исполнительниц.

Ольга Преображенская, 1913 г. Черноволосая красавица, звезда немого кино, впоследствии ставшая одним из первых российских женщин-кинорежиссеров, сыграла Наташу Ростову в первой экранизации «Войны и мира» режиссера Петра Чардынина – это был короткометражный немой фильм. Оценить игру Преображенской, увы, сегодня не возможно — пленка не сохранилась.

Вера Каралли, 1915 г. Знаменитая балерина и актриса, от красоты и обаяния которой мужчины теряли головы, исполнила главную роль во втором фильме Чардынина по мотивам романа Льва Толстого, получившем название «Наташа Ростова». Что интересно – в том же году на экраны вышла еще одна экранизация романа. Режиссеры Владимир Гардин и Яков Протазанов в роли главной героини увидели Ольгу Преображенскую, а Каралли стала Элен Куракиной. Ленты также не сохранились.

Татьяна Лаврова, 1945 г. Знаменитая советская оперная певица считается первой Наташей Ростовой на оперной сцене. Над «Войной и миром» Сергей Прокофьев начал работать в 1941 году, Лаврова впервые исполнила партию Наташи, еще когда композитор дописывал отдельные сцены. Концертная премьера оперы «Война и мир» состоялась в июне 1945-го. А в 1947 году Татьяна Лаврова получила за свою работу Сталинскую премию.

Одри Хепберн, 1956 г. За роль Наташи Ростовой актрисе заплатили больше трехсот тысяч долларов – огромные для кинематографа 50-х деньги. Работу в фильме режиссера Кинга Видора Хепберн называла самой сложной в своей жизни, кроме того, во время съемок «Войны и мира» у нее случился выкидыш.

Сценарий переписывали несколько раз, сюжетные линии сильно сократили, сделав главной историю Наташи Ростовой и Пьера Безухова, которого сыграл Генри Фонда. Роль Болконского исполнил муж Одри Хепберн, Мел Феррер.

Галина Вишневская, 1959 г. Над «Войной и миром» Сергей Прокофьев работал 12 лет. Полная постановка оперы на сцене Большого театра была осуществлена в 1959 году, партию Наташи Ростовой блистательно исполнила Вишневская.

До сих пор Наташа Галины Вишневской – эталон для молодых оперных артисток. К слову, по ходу постановки певице приходилось множество раз менять наряды – на переодевание у нее уходила минута-полторы. На фото: Галина Вишневская и Мстислав Растропович.

Людмила Савельева, 1965-1967 г. На главную роль в оскароносном фильме Сергея Бондарчука пробовались Людмила Гурченко, Анастасия Вертинская, две Натальи – Кустинская и Фатеева – и другие звезды кино 60-х, но досталась она 19-летней выпускнице Ленинградского хореографического училища.

Говорили, что пробы Людмила прошла со второго раза, Наташу Ростову в девушке увидели после того, как она появилась в темном парике. Роль в «Войне и мире» сделала Савельеву звездой мирового уровня, только вот больше ничего подобного по масштабу режиссеры ей не предлагали.

Клеманс Поэзи, 2007 г. В 1972 году британцы предприняли не очень удачную попытку превратить «Войну и мир» в телесериал. Следующая подобная попытка была осуществлена только в 2007 году, зато стала масштабнейшим проектом: бюджет составлял 26 млн долларов, в съемках участвовали несколько стран, включая Россию.

Наташей Ростовой неожиданно стала блондинка – француженка Клеманс Поэзии. Красавица? Бесспорно. Только вот, как сочли многие критики, толстовской Наташи из нее не вышло.

Лили Джеймс, 2016 г. В 2013 году компания BBC решила сделать еще одну телеэкранизацию знаменитого романа Льва Толстого. Лили Джеймс — тоже блондинку – утвердили на эту роль еще когда она снималась в «Аббатстве Даунтон».

Роман актрисе пришлось изучать уже в процессе съемок, между очередными дублями. После выхода сериала красавице-актрисе тоже досталось от критиков, хотя многим лента очень понравилась.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: