Русские победы на “Оскаре”

11 советских фильмов, которые были номинированы на получение кинопремии «Оскар»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Разгром немецких войск под Москвой», победитель 1943 года – «Лучший документальный фильм»

Советский документальный фильм Ильи Копалина и Леонида Варламова был снят в самое тяжёлое время для СССР, когда враг вплотную приблизился к Москве, а советская армия несла колоссальные потери. Тем более значимой оказалась победа в битве за Москву. Для показа в американском прокате фильм перемонтировали и переозвучили. В США он шёл под названием «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»). В то время очень трудно было переоценить актуальность и значимость картины, снятой фронтовыми операторами, а потому победа на «Оскаре» была вполне понятна.

«Война и мир», победитель 1969 года – «Лучший иностранный фильм»

Фильм Сергея Бондарчука стал настоящим шедевром. Зрелищность, масштабность, талантливая игра актёров, уникальный режиссёрский подход, величие батальных сцен и сегодня, во время высоких технологий, будоражат воображение. Не зря многие называют эпопею лучшей экранизацией «Войны и мира» Льва Толстого.

«Братья Карамазовы», номинант 1970 года – «Лучший фильм на иностранном языке»

К сожалению, режиссёр Иван Пырьев так и не успел закончить съёмки фильма, он скончался от инфаркта в феврале 1968 года, а третью часть снимали уже Кирилл Лавров и Михаил Ульянов, которые были исполнителями главных ролей. К сожалению, «Оскар» фильм не взял, уступив алжирскому триллеру «Дзета».

«Чайковский», номинант 1972 года – «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший саундтрек»

Несмотря на то, что в фильме Игоря Таланкина идёт повествование не обо всей жизни великого композитора, а лишь о нескольких эпизодах, картина даёт представление о мироощущении Петра Чайковского, истоках его таланта. И на протяжении всего фильма звучит потрясающая музыка.

«. А зори здесь тихие», номинант 1973 года – «Лучший фильм на иностранном языке»

Пронзительная история о группе девушек-зенитчиц никого не оставляет равнодушным. С момента создания фильма прошло уже почти полвека, а картина Станислава Ростоцкого по-прежнему остаётся востребованной широким кругом зрителей.

«Дерсу Узала», победитель 1976 года – «Лучший фильм на иностранном языке»

Работа над фильмом по одноименному роману путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева велась на протяжении трёх лет. Для съёмок картины был приглашён японский режиссёр Акира Куросава, особое видение которого и позволило в результате картине получить престижную награду.

«Белый Бим Черное ухо», номинант 1979 года – «Лучший фильм на иностранном языке»

Фильм Станислава Ростоцкого был снят по одноименной повести Гавриила Троепольского, которая и сегодня входит в обязательную программу по литературе в американских колледжах. Картина получилась очень трогательной, а в финале редкий зритель сможет удержаться от слёз.

«Москва слезам не верит», победитель 1981 года – «Лучший фильм на иностранном языке»

Фильм Владимира Меньшова знают, любят и смотрят уже несколько поколений зрителей. Судьба трёх юных провинциалок, приехавших покорять столицу, кажется простой и понятной. Но есть в картине нечто трогающее за душу светом, добротой, надеждой на счастливое будущее и верой во всепобеждающую силу любви.

«Частная жизнь», номинант 1983 года – «Лучший фильм на иностранном языке»

Картина Юлия Райзмана о судьбе человека, на протяжении многих лет руководившего предприятием и вынужденного уйти на пенсию из-за реорганизации. Вместе с пенсией в его жизнь пришли одиночество и непонимание со стороны близких. И только взгляд на себя самого со стороны позволил главному герою всё же попытаться что-то изменить. В фильме нет никакой идеологической подоплёки, а в центре внимания находится человек и его способность адаптироваться к новым обстоятельствам.

«Военно-полевой роман», номинант 1985 года – «Лучший фильм на иностранном языке»

В фильме Петра Тодоровского присутствует война и послевоенный быт. Но он, в первую очередь, о любви. Первой, а потому наивной и трогательной, обречённой быть несчастливой. И о взрослой любви, с ответственным отношением и пожеланием счастья даже в ущерб самому себе.

«Корова», номинант 1990 года – «Лучший короткометражный анимационный фильм»

Мультипликационный фильм был снят режиссёром Александром Петровым по одноименному рассказу Андрея Платонова. Режиссёру удалось на экране во всех деталях передать состояние мальчика, тяжело переживавшего смерть своего друга, степной коровы черкасской породы.

Современное кино просто невозможно себе представить без ярких спецэффектов, которые привлекают зрителей ничуть не меньше, чем увлекательный сюжет и талантливая актёрская игра. Визуальные эффекты в кинематографе постоянно совершенствуют, а работают над ними лучшие специалисты по компьютерной графике. Кинопремии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты были удостоены больше 70 фильмов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Русские победы на “Оскаре”

Американская киноакадемия объявила номинантов на “Оскар”. Российские картины в этом году бороться за премию не будут. Так было не всегда. Были в истории “Оскара” и русские номинанты, и русские лауреаты.

«Русский след» прослеживается в “Оскаре” уже с первой церемонии награждения. Тогда премию за лучшую режиссуру получил режиссер российского происхождения Луис Мальстоун, а через год он получил «Оскар» за лучшую картину. Дмитрий Тёмкин, тоже эмигрант, был номинантом 22 статуэток, и стал лауреатом четырёх. Питер Устинов становился лауреатом дважды: в 1960 и 1964 годах. И это далеко не все представители нашей эмиграции, увенчанные американской киноакадемией.

Первым лауреатом «Оскара» от Советского Союза стал документальный фильм режиссеров Варламова и Капалина «Разгром немецких войск под Москвой». Картина получила премию в 1943 году, за год до этого она была отмечена Сталинской премией. И сегодня этот фильм является не только примером мужества и преданности его создателей киноискусству, но и бесценным историческим документом военной эпохи. Это документальное «лицо войны». В Америке фильм был переозвучен, перемонтирован и даже переименован. Американский зритель знает его как «Москва наносит ответный удар».

Первый наш «Оскар» в художественном кино – картина «Война и мир» Сергея Бондарчука, победитель в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Четырехсерийная киноэпопея получила премию в 1968 году. Номинировался фильм также и на «Лучшую работу художника-постановщика», но не победил. Великолепный актерский ансамбль, колоссальные затраты на сложные, новаторские съемки батальных сцен, великолепная кинодраматургия — лишь малая часть бесспорных достоинств этой картины. Над её созданием в буквальном смысле билось полстраны, Министерство обороны предоставляло лошадей и целые воинские подразделения, Министерство лёгкой промышленности вложилось в создание костюмов, в ходе съемок был сформирован целый кавалерийский кинематографический полк. Съёмки продолжались почти шесть лет. В современных реалиях срок огромный.

В 1975 году «Оскара» выиграл фильм «Дерсу Узала». Совместный русско-японский проект под режиссерством классика кино Акиры Куросавы получил, кроме «Оскара», призы ещё шести фестивалей по всему миру. Фильм, как и произведение Владимира Арсеньева, затрагивает многие вопросы: отношения цивилизации и природы, проблему урбанизации и места человека в мире, проблемы веры и этики. По книге Арсеньева режиссером Бабаяном в 1961 году уже была снята картина с таким же названием, но мировую известность суждено было обрести именно версии Куросавы. Фильм, несомненно, хороший, и сегодня он смотрится на одном дыхании, однако полемика вокруг значимости двух экранизаций продолжается. Но это больше из разряда «критики спорят». Посмотреть нелишне будет обе экранизации, не пожалеете.

Третьим русским режиссером получившим «Оскара» стал Владимир Меньшов и его картина «Москва слезам не верит». Фильм просто не мог не заинтересовать оскаровский комитет. В 1980 году его посмотрело около 90 миллионов советских зрителей, а «Оскар» любит «кассу». Картина поначалу была холодно встречена критиками, в ней усматривали дешевый мелодраматизм, однако номинация на «Оскар» и огромные кассовые сборы говорили сами за себя. Фильм, что называется, «пошёл в народ», разошелся на цитаты, его герои стали ролевыми моделями. Владимир Меньшов в 1981 году был невыездным. Кто-то из кинематографической братии накатал на режиссера кляузу. За него статуэтку получал советский атташе по вопросам культуры. Награда нашла героя через восемь лет, когда Меньшов получал премию «Ника».

Советские и российские победы на «Оскаре»

«Оскар» — престижная американская кинопремия, которой удостаиваются только лучшие фильмы. Все люди, которые тем или иным образом связаны с киноискусством, мечтают получить заветную статуэтку. Такой чести удостаиваются не только культовые зарубежные картины, но даже советские и российские фильмы.

«Война и мир»

Картина, созданная под руководством Сергея Бондарчука, стала первой в киноистории России, которая получила премию «Оскар». Фильм победил в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Также фильм был номинирован в категории «Лучшая работа художника-постановщика», но победить не удалось.

Прекрасный актерский состав, масштабность и достоверность в изображении боев, потрясающая драматургия — все это позволило картине занять свое место в истории кинопроизводства.

Создание этой картины буквально объединило все страну. Министерство обороны предоставляло коней и храбрых воинов, а свой вклад в создание костюмов сделало Министерство легкой промышленности. На съемки проекта ушло около 6 лет, что сейчас кажется огромным сроком.

«Дерсу Узала»

Картина получила престижную премию в 1975 году. Этот проект стал совместной работой русских и японских деятелей киноискусства. В роли режиссера выступил легендарный Акира Куросава, классик кино.

Помимо «Оскара» фильм был номинирован на призы в других фестивалях, в 6 из которых одержал победу. В картине затрагиваются многие вечные вопросы: сосуществование природы и цивилизации, место человека в мире, урбанизация, проблемы веры и этики.

Другой режиссер в 1961 году уже предпринимал попытку экранизировать произведение Арсеньева, но только Акире Куросаве удалось пронести его историю сквозь целый мир и затронуть тысячи сердец.

«Москва слезам не верит»

Владимир Меньшиков был третьим русским режиссером, который удостоился престижной премии. В 1980 году более 90 миллионов зрителей со всего мира посмотрели картину «Москва слезам не верит». Такое произведение не могло не заинтересовать комитет «Оскара».

Примечательно, что критики скорее негативно восприняли картину и отнеслись к ней со скептицизмом, считая фильм наполненным глупым и пафосным мелодраматизмом. Однако номинация на престижную премию и бурный интерес народа заставили критиков по-другому взглянуть на советский фильм.

Герои фильма стали вечными образами, а сама картина разлетелась на многочисленные цитаты, которые и сейчас активно используются. Однако в 1981 году недоброжелатель написал кляузу на Меньшикова, в связи с чем ему было запрещено выезжать за границы Советского Союза. Он не смог лично выйти и получить заветную статуэтку. Поэтому вместе него это сделал советский атташе по вопросам культуры.

«Утомленные солнцем»

Никита Михалков снял единственную картину, которой удалось получить премию «Оскар» после распада Советского Союза. При этом съемки проходили при поддержке французской киностудии, поэтому картина считается результатом успешной работы двух стран. В «Утомленных солнцем» рассказывается о трудностях эпохи массовых сталинских чисток.

«Старик и море»

В 2000 году известной премии удостоился фильм «Старик и море», снятый под руководством талантливого Александра Петрова. Режиссер проделал огромную работы. Труд мультипликатора в корне отличается от задачи режиссера кино.

Создание достойной картины требует таланта и упорства, силы воли и терпения. Чтобы буквально нарисовать фильм, Александр использовал технику, при которой 1 секунда в фильме равняется 20 рисункам на стекле. Для создания всего 4 минут необходимо нарисовать 4800 рисунков.

За последние годы отечественные режиссеры сняли очень много достойных проектов. И с каждым годом качество кинокартин только улучшается. Это дает все основания предположить, что в ближайшем будущем и отечественное кино будет периодически побеждать на престижных премиях.

17 отечественных фильмов, которые номинировались на премию «Оскар»

Каждый год в феврале все люди, хоть немного интересующиеся кинематографом, с замиранием сердца ждут церемонии вручения призов Американской академии. Есть расхожее мнение, что «наших» на «Оскаре» не очень-то жалуют и редко зовут, но это не совсем правда. Да, в копилке советских и российских кинематографистов значительно меньше номинаций и призов, чем, например, у их коллег из Франции и Италии, но нам тоже есть, чем похвастаться. Перед вами — полный список отечественных лент за всю историю «Оскара», которые номинировались или получали золотые статуэтки.

«Разгром немецких войск под Москвой»
1942, лауреат

Первый «Оскар» в нашу страну прилетел во время Второй мировой войны. Правда, это была награда за лучший документальный фильм, а не игровой. Тем не менее, это важная победа, потому что фильм двух крупнейших документалистов советского союза Леонида Варламова и Ильи Копалина выгодно отличался от многочисленных военных документальных фильмов того времени. В отличие от американских, военных и немецких лент, в основном прославлявших идеализированный образ армии каждой страны, советские режиссеры сняли хроникальную ленту со всеми атрибутами войны: смертями с обеих сторон, поражениями, неудачами и победами.

«Война и мир»
1968, лауреат

Масштабная эпопея в четырех частях (более 6 часов!) по роману Льва Толстого принесла на родину второй «Оскар» в истории страны. Если быть точнее, то их было даже два. Первый — за лучший фильм на иностранном языке, второй — за лучшую работу художника-постановщика. «Война и мир» произвела фурор на Западе, а панорамные сцены сражений в фильме поразили даже американских кинокритиков. Некоторые из них поносили фильм за слепое следование первоисточнику и вытекающую из этого литературность, но все равно, лучше экранизации бессмертного русского эпоса Толстого в кино ни до, ни после не случалось.

«Братья Карамазовы»
1969, номинант

Большой фанат Достоевского (помимо «Карамазовых», он также сделал лучшую экранизацию «Идиота» в истории кино), мастер «народной комедии» Иван Пырьев, держал у себя в шкафчике целую стопку сценариев по произведениям великого русского писателя, а «Братья Карамазовы» стали для него последней картиной в карьере. Пырьев умер во время съемок, но фильм все же был доснят. Драматический контекст создания не помог картине завоевать награду, но фильм Пырьева до сих пор считается одной из лучших киноэкранизаций Достоевского. Грубоватый, эмоциональный, слегка «мужицкий» стиль автора идеально подошел классической эпопее про братьях Карамазовых.

Читайте также:  Звезды, которые публично рассказали о диагнозе, который поставили им врачи

«Чайковский»
1971, номинант

«Чайковский» — довольно скучное кино о судьбе создателя балета «Щелкунчик» и других важных произведений классической музыки. Несмотря на талант исполнителя главной роли Иннокентия Смоктуновского и старания Дмитрия Темкина, автора музыки к фильмам Альфреда Хичкока и Фрэнка Капры, фильм очень вяло был встречен критикой и зрителями и попал в шорт-лист скорее из-за участия именитого композитора в создании картины. Все из-за навязчивой мелодраматичности фильма, который посвящен истории переписки между Чайковским и оставшейся во «фрэндзоне с привилегиями» его музой и покровительницей Надеждой фон Мекк. Также скажем, что за скобками сюжета остались и все противоречивые гомосексуальные фрагменты жизни Чайковского — советское кино такого не допускало.

«А зори здесь тихие»
1972, номинант

Любимый зарубежный фильм про войну в Китайской Народной Республике (они даже сделали свой сериальный ремейк с женой Ильи Найшуллера). Картина Станислава Ростоцкого проиграла «Саду Финци-Контини», не самому лучшему фильму итальянского мэтра Витторио Де Сика (для него это был четвертый «Оскар»). Зато народная любовь ему была обеспечена без всяких наград, и она и по сей день столь сильна, что наши охочие до народных денег продюсеры совсем недавно решились сделать современный ремейк картины. Получилось, увы, не очень.

«Дерсу Узала»
1975, лауреат

«Дерсу Узала» — поразительная история дружбы человека и суровой тайги с философским подтекстом. Несмотря на то, что фильм по роману известного советского исследователя Дальнего Востока был поставлен легендарным японским постановщиком Акирой Куросавой и снят его постоянным оператором Асакадзу Накаи, фактически эта картина считается советской. История таежного охотника Дерсу Узала была сделана на «Мосфильме» на советские деньги, все актеры в кадре — русские (кроме исполнителя главной роли Максима Мунзука), сценарий Акире Куросаве помогал писать Юрий Нагибин. Поэтому и «Оскар», который она получила, тоже считается нашим.

«Белый Бим Черное ухо»
1978, номинант

Те, кто говорят, что «Хатико» — грустный фильм, просто никогда не видели картину Станислава Ростоцкого. Трагичная история замученного жестокими людьми шотландского сеттера в свое время растрогала американских академиков. Но фильм все же уступил ленте «Вся жизнь впереди», посвященной Холокосту — одной из самых «хлебных», если так можно выразиться, тем на «Оскаре». Это не помешало картине Ростоцкого стать фаворитом прокате на родине, а исполнителю главной роли Вячеславу Тихонову получить почетную Ленинскую премию.

«Москва слезам не верит»
1981, лауреат

Один из самых любимых фильмов наших мам, пап, бабушек и дедушек, а также одна из самых известных советских картин на Западе. «Москва слезам не верит», при всей своей нарядности — грустный фильм о суровых нравах российской столицы, а также классическая история self-made героя, так популярная именно в Америке. Во многом именно из-за столь понятного для американских академиков мотива картины (а также благодаря любви к Алексею Баталову), фильм получил «Оскар». Ходит легенда, что Рональд Рейган смотрел его 6 раз перед встречей с Михаилом Горбачевым в 80-х.

«Частная жизнь»
1982, номинант

«Частная жизнь» рассказывает историю пожилого человека, бывшего директора крупного предприятия, который не может найти себе место на пенсии. По нашему мнению, это один из лучших советских фильмов, выдвигавшихся на «Оскар», который, очевидно, был недостаточно понятен американским академикам, чтобы победить. Режиссер Юлий Райзман предсказал целую эпоху, трагичную для старых людей, которые не могли приспособиться к новому режиму в «период застоя». «Оскар» фильм не получил, зато попал на крупнейший киносмотр в Венецию, а актер Михаил Ульянов получил немало наград в СССР и на Западе за выдающуюся главную роль в картине.

«Военно-полевой роман»
1984, номинант

Трогательная (и очень печальная) история любви бывших фронтовика Саши и санитарки Любы, которые встретились после войны, когда первый уже был женат. Петр Тодоровский, ныне покойный отец режиссера «Стиляг» и «Оттепели», прошел через войну и снял фильм о том, что ему знакомо не понаслышке — историю он взял буквально с улицы, увидев знакомую ему по фронту девушку, которая торговала пирожками на Красной Площади. Академики фильм не наградили, скорее из-за его камерности. Все-таки на «Оскаре» больше ценятся масштабные военные картины.

«Урга — территория любви»
1992, номинант

После развала СССР у американских критиков наметился свой фаворит — Никита Михалков, который бывал на церемонии американской киноакадемии чаще всех, и первый раз он приехал со своим фильмом про историю монгольской пары, которая, поглядывая новенький телевизор, строит свою любовь в Китае, несмотря на все запреты местных властей иметь больше трех детей в семье. Фильм вышел в период перестройки, и такая по-своему смелая завязка не могла не привлечь западных зрителей, привыкших к целомудренному советскому кино, хотя дело и не зашло дальше номинации.

«Утомленные солнцем»
1994, лауреат

Уже следующий фильм принес Никите Сергеевичу заслуженный «Оскар» и стал настоящим событием в новом российском кино, которое в эпоху перестройки медленно затухало из-за отсутствия должного финансирования. Кроме того, он открыл Михалкову дорогу к сердцам американских актеров. В одном из следующих фильмов, «Сибирский цирюльник», снялись два актера из будущей «поттерианы»: Ричард Харрис, первый исполнитель роли Альбуса Дамблдора, и Роберт Харди, бессменный Корнелиус Фадж. «Утомленные солнцем» мог вместе с «Оскаром» также взять и главный приз в Каннах, но там, к сожалению для Михалкова, в основной программе участвовал тогда еще мало известный Квентин Тарантино с «Криминальным чтивом», которому и достался главный приз.

«Кавказский пленник»
1996, номинант

Для Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» — не единственный фильм, связывающий его с «Оскаром». Спустя три года он поставит французско-российскую картину «Восток-Запад», также номинированную на награду американской киноакадемии, но также оставшуюся без награды. «Кавказский пленник», в котором одни из своих лучших ролей сыграли Сергей Бодров-младший и Олег Меньшиков, оказался любопытным переложением рассказа Льва Толстого, в котором действие аккуратно перенесено из Чечни XIX века в Чечню современную. Фильм был номинирован и на «Золотой глобус», но там тоже проиграл.

«Вор»
1997, номинант

История охмурившего симпатичную девушку Катю человека-хамелеона Толяна, который, прикидываясь военным, на самом деле являлся профессиональным вором, содержала любопытные аллюзии на эпоху 50-х. Фактически, «вор» здесь — это сталинский режим, который обкрадывает свою страну (в лице его возлюбленной), так что фильм перестроечной публике очень понравился как раз, видимо, подсознательным напоминанием о наболевшем. Помимо номинации на «Оскар», фильм Павла Чухрая также был представлен от России на «Золотом Глобусе» и получил специальный приз в Венеции.

«12»
2007, номинант

Третий фильм Никиты Михалкова, выдвинутый на соискание награды американской академии, был заведомо обречен на проигрыш, и не только потому, что у него были сильнейшие конкуренты в лице «Лабиринта Фавна» и победившего в номинации фильма «Жизнь других». Просто для американцев это был уже второй ремейк оригинального фильма Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», а уж о том, что судебная драма — жанр для США столь же привычный, сколь и банальный и говорить не приходится. Несмотря на культовый статус оригинального фильма, вариант Михалкова награждать академики не захотели. Впрочем, это не помешало картине выйти на Западе и собрать приличную кассу и отзывы зрителей.

«Левиафан»
2014, номинант

Один из самых громких и скандальных российских фильмов последних лет проиграл, как и «А зори здесь тихие», фильму про Холокост. Даже русофобская тематика фильма, столь любимая американцами и Европой, не помогла Андрею Звягинцеву обойти гораздо более скромную в выразительных средствах «Иду» Павла Павликовского. А претенциозность картины даже породила особый термин в российской критике — «левиафаноподобное кино». Ну, вы понимаете: с водкой, злыми чиновниками и полной безысходностью.

«Нелюбовь»
2018, номинант

Фильм Андрея Звягинцева, рассказывающий о современной московской семье, переживающей тяжелый, мучительный развод. Собственно говоря, название картины полностью описывает, что вас ждет на протяжении полутора часов этой драмы: увядание любви, со временем перерастающая в ее полную антитезу.

Под каждым названием указан год номинации, а не выпуска фильма. Впрочем, иногда эти даты совпадают.

Какой след Россия оставила на “Оскаре”: отечественные победы и номинации в истории Американской киноакадемии

В 2018 году российский фильм, номинированный на премию Американской киноакадемии “Оскар”, вновь не получил статуэтку. Картина “Нелюбовь” Андрея Звягинцева была в числе фаворитов в категории “Лучший фильм на иностранном языке”, но опять награда России не досталась, как было и в 2015 году с его фильмом “Левиафан”.

Последний раз в этой номинации россияне выигрывали 23 года назад – тогда заветная статуэтка досталось “Утомленным солнцем” Никиты Михалкова. Но были в истории “Оскара” и другие русские номинанты и русские лауреаты.

В 1943 году первым лауреатом знаменитой кинопремии во время Второй мировой войны от Советского Союза стал документальный фильм режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина “Разгром немецких войск под Москвой”. Фильм снимался с 1941 года по заданию Сталина и был создан в рекордно короткие сроки. Картина получила премию “Оскар” в 1943 году, а за год до этого она была отмечена Сталинской премией. В отличие от американских и немецких военных лент, в основном прославлявших идеализированный образ армии каждой страны, советские режиссеры сняли хроникальную ленту со всеми атрибутами войны: смертями с обеих сторон, поражениями, неудачами и победами. И сегодня этот фильм является не только примером мужества и преданности его создателей киноискусству, но и бесценным историческим документом военной эпохи. В США фильм был переозвучен, перемонтирован и даже переименован. Американский зритель знает его под названием “Москва наносит ответный удар” (Moscow Strikes Back).

В 1962 году картина “Баллада о солдате” Григория Чухрая претендовала на статуэтку в “более престижной” номинации – “Лучший оригинальный сценарий”. Военная драма о солдате Алеше Скворцове, который берет увольнительную и едет повидать мать, чтобы потом снова уйти на фронт, в тот год покорила мир. Интересно, что сам советский режиссер узнал о том, что его лента была номинантом на “Оскар”, лишь многие годы спустя. Фильм завоевал множество международных наград, в том числе в Каннах, успешно прошел в зарубежном прокате, но этой кинопремии так и не получил.

В 1969 году первый “Оскар” в художественном кино Советский Союз получил за картину “Война и мир” режиссера Сергея Бондарчука (1968 год). Это масштабная эпопея в четырех частях (более шести часов) по роману Льва Толстого – произведению, давно ставшему за рубежом символом России и одной из первых ассоциаций с ней. Фильм, в котором снялись ведущие советские звезды, собрал огромное количество наград, в том числе “Золотой глобус”. На “Оскаре” у других картин на иностранном языке просто не было шансов. Получать награду в категории “Лучший фильм на иностранном языке” вышла сама Наташа Ростова – актриса Людмила Савельева. А вот Сергей Бондарчук на церемонию не приехал, он снимал другой фильм. Номинировался этот фильм и на лучшую работу художника-постановщика, но в этой категории не победил.

Напомним, что над созданием картины в буквальном смысле работало полстраны – Министерство обороны предоставляло целые воинские подразделения, Министерство легкой промышленности вложилось в создание костюмов, в ходе съемок был сформирован целый кавалерийский кинематографический полк. Съемки продолжались почти шесть лет.

В 1970 году еще одну номинацию на “Оскар” СССР принес другой русский писатель – Федор Достоевский. Фильм “Братья Карамазовы” (1970 год) режиссера Ивана Пырьева стал далеко не первым его обращением к русской классике. На тот момент у него было несколько экранизаций романов писателя, в том числе “Идиот” с Юрием Яковлевым в роли князя Мышкина. Но к роману “Братья Карамазовы” режиссер подступился только в конце жизненного пути – Пырьев скончался во время съемок, и съемочной группе пришлось самостоятельно заканчивать третью серию. И по сей день роли актеров в этой картине считаются одними из лучших в карьере Кирилла Лаврова, Михаила Ульянова, Андрея Мягкова. Фильм Пырьева считается одной из лучших киноэкранизаций Достоевского.

Следующим номинантом на “Оскар” в 1972 году стал советский фильм “Чайковский”. Этот двухсерийный фильм Игоря Таланкина о жизни и судьбе великого русского композитора Петра Чайковского получил сразу две номинации – “Лучший фильм на иностранном языке” и “Лучший саундтрек”. Однако ни одной награды лента так и не выиграла. Зрительский успех тоже был невелик: творческие искания создателя “Щелкунчика” и несостоявшаяся любовь с его музой и покровительницей Надеждой фон Мекк интересовали не многих, несмотря на талант исполнителя главной роли Иннокентия Смоктуновского. За скобками сюжета, разумеется, остались и все противоречивые гомосексуальные фрагменты жизни Чайковского. Музыку к фильму написал знаменитый Дмитрий Темкин – автор музыки к фильмам Альфреда Хичкока и Фрэнка Капры.

В следующем, 1973 году, не получил “Оскара” и знаменитый фильм Станислава Ростоцкого “А зори здесь тихие. “. Зато драма о девушках, которым вместо счастливой семейной жизни на долю выпала война, покорила зрителей во всем мире. В России в 2015 году даже вышел ремейк. А тогда эта картина проиграла “Саду Финци-Контини”, не самому лучшему фильму итальянского мэтра Витторио Де Сики.

Читайте также:  Знаменитости, любящие и умеющие готовить

В 1975 году СССР улыбнулась удача – второй художественный “Оскар” в истории страны выиграл фильм “Дерсу Узала”. Совместный русско-японский проект под режиссерством классика кино Акиры Куросавы получил призы еще шести фестивалей по всему миру. Фильм, как и произведение Владимира Арсеньева, затрагивает многие вопросы: отношения цивилизации и природы, проблему урбанизации и места человека в мире, проблемы веры и этики. Это поразительная история дружбы человека и суровой тайги с философским подтекстом. Награду СССР формально разделил с Японией. Хотя снимал картину японский режиссер Акира Куросава со своим бессменным оператором Асакадзу Накаи, но производство фильма было советским – лента снималась на “Мосфильме” на советские деньги, все актеры в кадре были русскими (кроме исполнителя главной роли Максима Мунзука), сценарий Куросаве помогал писать Юрий Нагибин.

В 1979 году на “Оскар” был номинирован, наверное, самый трагичный и грустный советский фильм о животных – “Белый Бим Черное Ухо” режиссера Станислава Ростоцкого. Эта история про собаку, замученную людьми, никого не оставляла равнодушной – из залов зрители выходили в слезах, подавленные. Но трагическая и пронзительная история собаки, хотя и растрогала киноакадемиков, в своей номинации уступила ленте про Холокост (“Вся жизнь впереди”). На родине исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов получил почетную Ленинскую премию.

Третьим русским режиссером, получившим “Оскар”, стал Владимир Меньшов с картиной “Москва слезам не верит”. В 1981 году фильм просто не мог не заинтересовать оскаровский комитет – в 1980 году его посмотрело около 90 миллионов советских зрителей. Владимир Меньшов в 1981 году был невыездным, и за него статуэтку получал советский атташе по вопросам культуры. Награда нашла героя через восемь лет, когда Меньшов получал премию “Ника”.

В 1983 году номинант, не получивший “Оскара”, – “Частная жизнь” режиссера Юлия Райзмана. Это история пожилого человека, бывшего директора крупного предприятия, который после выхода на пенсию не может найти себе места. Главный герой, которого сыграл Михаил Ульянов, отдал всю жизнь работе, а не своей семье, и такие проблемы оказались понятны западному зрителю. Общечеловеческая проблематика картины сделала ее фаворитом среди критиков. И хотя премия картине не досталась, успех ее ждал на Венецианском кинофестивале и других киносмотрах.

Не получил “Оскара” в 1985 году и “Военно-полевой роман” Петра Тодоровского. Это трогательная и очень печальная история любви бывшего фронтовика Саши и санитарки Любы, которые вновь встретились после войны, когда первый уже был женат. Война разделила их жизни и любовь на до и после. Петр Тодоровский, ныне покойный отец режиссера “Стиляг” и “Оттепели”, сам прошел через войну и снял фильм о том, что ему знакомо не понаслышке: историю он взял буквально с улицы, увидев знакомую ему по фронту девушку, которая торговала пирожками на Красной площади. И хотя в тот год у этого пронзительного фильма не было соперников по кинематографической линии, награда в итоге досталась картине “Диагональ слона” с явным антисоветским настроением.

В 1990 году короткометражный анимационный фильм “Корова” русского художника и аниматора Александра Петрова был номинирован на премию “Оскар” в категории “Лучший короткометражный анимационный фильм”. Но картина не получила награды.

В 1993 году “Оскара” не получил выдвинутый на премию фильм “Урга – территория любви” Никиты Михалкова. Ироничная история о монгольской паре, которая по китайским законам больше иметь детей не может, но на законы эти внимания не обращает и продолжает заниматься любовью, нашла признание на Западе. “Оскар” фильм не завоевал, но получил главный приз Венецианского кинофестиваля.

А вот в 1995 году удача наконец-то улыбнулась России и Михалкову, чьи “Утомленные солнцем” до сих пор остаются единственной лентой из современной России, получившей “Оскара”. Драма об одном жарком дне 1936 года, который перемалывает жизнь комдива Котова и его семьи, стала для режиссера настоящим прорывом на международной арене. И дело оказалось даже не в любимой на Западе теме тоталитарного режима, а в том, как безжалостно это было снято – в реалиях сталинского режима разворачивалась настоящая античная трагедия. Фильм был создан при поддержке французской студии и, как и “Дерсу Узала”, считается совместным производством двух стран, поэтому и награду в категории “Лучший фильм на иностранном языке” Россия формально делит с Францией. “Утомленные солнцем” могли вместе с “Оскаром” взять и главный приз в Каннах, но там в основной программе участвовал тогда еще мало известный Квентин Тарантино с “Криминальным чтивом”, которому и достался главный приз.

В 1996 году на “Оскар” в категории “Лучший анимационный короткометражный фильм” претендовал Алексей Харитиди с прославленным анимационным фильмом “Гагарин”. Но победу он не одержал, уступив фильму “Невероятные приключения Уоллеса и Громита: Стрижка “под ноль”.

В 1997 году Россию на премии “Оскар” представляла лента Сергея Бодрова-старшего “Кавказский пленник” с актуальной для того времени историей про Чечню, пленников, культурные и социальные различия. Это вольная интерпретация классического рассказа Льва Толстого. Лента, в которой российские актеры Олег Меньшиков и Сергей Бодров – младший сыграли одни из лучших своих ролей, осталась без награды киноакадемиков. Фильм был номинирован и на “Золотой глобус”, но там тоже проиграл.

В 1998 году фильм “Вор” Павла Чухрая попал в номинанты кинопремии. Эта лента о послевоенной жизни СССР, история харизматичного вора Толяна, который выдает себя за военного и обольщает доверчивую Катю и ее маленького сына, была полна разоблачительной риторики режима и любопытных аллюзий на эпоху 50-х: фактически под “вором” можно было понимать сталинский режим, который обкрадывал свою страну. Помимо номинации на “Оскар”, фильм Павла Чухрая был представлен от России и на “Золотом глобусе”, где получил специальный приз.

В тот год среди номинантов была и еще одна российская работа – анимационная лента “Русалка” Александра Петрова была представлена в категории “Лучший короткометражный анимационный фильм”. Но лента проиграла компьютерному анимационному фильму “Игра Джерри”.

Сергея Бодрова – старшего, чей “Кавказский пленник” не получил “Оскара” в 1997 году, через три года ждало новое разочарование. В 2000 году его фильм “Восток – Запад”, номинированный на премию, опять не получил статуэтку. Правда, тогда фильм, который Россия снимала совместно с несколькими другими странами, представлял Францию. Режиссером был Режис Варнье.

В 2000 году лауреатом премии американской киноакадемии стал фильм “Старик и море” Александра Петрова. Фильм, снятый по мотивам одноименной повести Эрнеста Хемингуэя, выиграл награду в категории “Лучший короткометражный анимационный фильм”. Это была третья номинация на “Оскар” Петрова (после “Коровы” в 1990-м и “Русалки” в 1998-м) – и первая победа.

В 2008 году очередная анимационная работа художника Александра Петрова под названием “Моя любовь” снова получила номинацию на “Оскар”, но победу не одержала.

В том же 2008 году на “Оскар” номинировалась судебная драма Никиты Михалкова “12” – о 12 присяжных, решающих судьбу 18-летнего юноши, обвиняемого в убийстве отчима. Фильм стал ремейком американской ленты Сидни Люмета “12 разгневанных мужчин”, перенесенным на российские просторы с российской реалией. Награды он не получил.

В 2009 году в номинанты “Оскара” попала анимационная “Уборная история – любовная история” о сотруднице общественного туалета, которая находит на рабочем месте букеты цветов и пытается понять, от кого они. Награда режиссеру Константину Бронзиту, к сожалению, тогда не досталась.

В 2015 году один из самых громких и скандальных российских фильмов последних лет “Левиафан” Андрея Звягинцева проиграл на “Оскаре”. Суровая драма о жизни в российской глубинке (универсальная история не только для России) достигла невероятных успехов в международном прокате. Фильм был восторженно принят в Каннах, а после взял “Золотой глобус” в категории “Лучший фильм на иностранном языке”, чего с российскими фильмами не бывало со времен “Войны и мира”. Но “Оскар”, увы, картине не покорился.

В 2016 году анимационный фильм “Мы не можем жить без космоса” Константина Бронзита вновь был выдвинут на “Оскар” как лучший короткометражный анимационный фильм. Но вновь Бронзит остался без статуэтки, которая досталась “Медвежьей истории” Габриеля Осорио и Пато Эскала.

В 2018 году фильм Андрея Звягинцева “Нелюбовь” вновь не покорил “Оскар”. Номинированная в категории “Лучший фильм на иностранном языке”, лента собрала множество наград на самых разных фестивалях и стала настоящим событием не только в российском кинематографе, но и в мировом. Но эта семейная драма, безжалостно препарирующая человеческую натуру, не смогла получить статуэтку.

Русские на “Оскаре”: наши победы и поражения

В этом году российский фильм снова номинирован на “Оскар”: “Нелюбовь” Андрея Звягинцева поборется за награду в категории “Лучший фильм на иностранном языке”. Последний раз в этой номинации мы выигрывали 23 года назад — тогда заветная статуэтка досталось “Утомленным солнцем” Никиты Михалкова. В преддверии главной киноночи года взвешиваем шансы на успех и вспоминаем победы и поражения прошлых лет.

“Разгром немецких войск под Москвой”, “Оскар-1943”

Первый “Оскар” нам принес вовсе не художественный фильм, а документальный: награда досталась кинолетописи, фиксирующей один из самых драматичных моментов Великой Отечественной войны — наступление немцев на Москву и яростное сопротивление Советской армии.

Фильм начал сниматься в 1941 году по заданию Сталина и был создан в рекордно короткие сроки, ведь перед режиссерами Леонидом Варламовым и Ильей Копалиным, помимо эстетических задач, стояли и чисто утилитарные. Лента должна была служить целям пропаганды — поднимать боевой дух народа, показывать первые победы над фашистами и фиксировать зверства немецкой армии. Однако назвать эту хронику, снятую фронтовыми операторами в нечеловеческих условиях, агиткой — язык не повернется, настолько искренней, драматичной и безжалостно правдивой получилась картина.

Неудивительно, что она удостоилась “Оскара”. В американском прокате, кстати, фильм был переозвучен и перемонтирован, а также получил другое название — “Москва наносит ответный удар” (Moscow Strikes Back).

“Баллада о солдате”, “Оскар-1962”

И снова киноакадемики не смогли пройти мимо военной темы, только на этот раз в художественном воплощении: военная драма о солдате Алеше Скворцове, который берет увольнительную и едет повидать мать, чтобы потом снова уйти на фронт, в тот год покорила мир.

Но на “Оскар” фильм Григория Чухрая претендовал не в категории “Лучший иностранный фильм”, а, пожалуй, в более престижной номинации — “Лучший оригинальный сценарий”.

Правда, сам Чухрай узнал об этом только годы спустя. Несмотря на то что фильм завоевал множество международных наград, в том числе и в Каннах, успешно прошел в зарубежном прокате и был обласкан критиками и зрителями во всем мире, советские власти встретили его прохладно — и просто не сообщили режиссеру о номинации. А жаль.

“Война и мир”, “Оскар-1969”

И снова война, но теперь уже 1812 года. Экранизация классического романа Льва Толстого, произведения, давно ставшего за рубежом символом России и одной из первых ассоциаций с ней (наряду с водкой, икрой, балалайками и медведями — все это, кстати, можно найти и на страницах романа), обернулась настоящим триумфом для режиссера Сергея Бондарчука.

Да, киноведы были недовольны — ругали за дословное следование книге, недостоверность, консерватизм, бедный киноязык… Но это у нас, а на Западе картину приняли восторженно — даже “Игре престолов” не снился такой успех. Фильм, в котором снялись ведущие советские звезды, собрал ворох наград, в том числе и “Золотой глобус”. На “Оскаре” у других картин на иностранном языке просто не было шансов. Получать награду вышла сама Наташа Ростова — актриса Людмила Савельева. А вот Бондарчук на церемонию не приехал — вовсю снимал другой фильм.


Людмила Савельева на премии “Оскар-1969”

“Братья Карамазовы”, “Оскар-1970”

Еще одну номинацию на “Оскар” нам принес другой русский классик — Федор Достоевский. За плечами Ивана Пырьева на тот момент уже было несколько экранизаций романов писателя, в том числе и классический “Идиот” с Юрием Яковлевым в роли князя Мышкина, но к программному роману писателя “Братья Карамазовы” режиссер подступился только в конце жизненного пути. Поразительный факт: и для писателя, и для режиссера это произведение стало последним — Достоевский умер спустя два месяца после публикации романа, а Пырьев скончался во время съемок, так что актерам пришлось самим заканчивать третью серию. Кстати, и по сей день эти роли считаются одними из лучших в карьере Кирилла Лаврова, Михаила Ульянова и Андрея Мягкова.

Фильм получил международное признание и был номинирован на “Оскар”, однако в тот год победа досталась не “Братьям”. Не можем не отметить, что сейчас, конечно, Пырьеву — советскому Харви Вайнштейну, за которым закрепилась дурная слава (режиссер не давал прохода молодым актрисам, а в случае отказа преграждал им дорогу в кино), — номинация бы и не светила.

“Чайковский”, “Оскар-1972”

Советский двухсерийный фильм Игоря Таланкина о жизни и судьбе великого русского композитора Петра Чайковского получил сразу две номинации на “Оскар” — “Лучший фильм на иностранном языке” и “Лучший саундтрек”, но не выиграл ни в одной.

Зрительский успех тоже был так себе: творческие искания создателя “Щелкунчика” и несостоявшаяся история любви с Надеждой фон Мекк интересовали не многих. А ведь будь в фильме хоть что-то про гомосексуальную сторону жизни Чайковского, то все, как поется в одной известной песне, “возможно, могло быть иначе”.

“. А зори здесь тихие”, “Оскар-1973”

. зато успех получился громким: пусть драма о девушках, которым вместо счастливой семейной жизни на долю выпала война, и не получила своего “Оскара”, зрителей во всем мире она просто покорила.

Читайте также:  Звездные комплексы знаменитых актрис

Особенно сильно фильм фронтовика Станислава Ростоцкого про нежных и отважных зенитчиц полюбился в Китае, где даже сняли сериал по мотивам картины. В 2015 году вышел ремейк и у нас.

“Дерсу Узала”, “Оскар-1976”

Второй художественный “Оскар” СССР разделил с Японией: формально производство фильма было нашим, но снимал картину японский режиссер Акира Куросава со своим же оператором, бессменным Асакадзу Накаи. Фильм стал для Куросавы первым и последним, снятым не на японском языке.

“Изменить” стране режиссера заставила история исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева, который во время своих экспедиций по тайге тесно подружился с “лесным человеком” по имени Дерсу Узала.

“Белый Бим Черное Ухо”, “Оскар-1979”

Непонятно, как можно считать “Хатико” самым грустным фильмом всех времен и народов, если есть “Белый Бим Черное Ухо” Станислава Ростоцкого про собаку, замученную людьми.

Трагическая и пронзительная история шотландского сеттера, на долю которого выпали сплошные несчастья, не могла не растрогать киноакадемиков, но все же в номинации уступила фильму про холокост (“Вся жизнь впереди”). Зато картину до сих пор хорошо знают и любят во всем мире.

“Москва слезам не верит”, “Оскар-1981”

А вот Владимир Меньшов не поверил, что его фильм выиграл: режиссер был невыездным и на церемонию не поехал, а о победе ему сообщили 1 апреля, так что новость он воспринял как розыгрыш.

Зря: фильм, в центре которого была история сильной самодостаточной женщины, той самой self-made woman, не мог не понравиться киноакадемикам. Ну а про всенародный успех картины в Советском Союзе, фразы, ушедшие в народ, и миллионы женщин, влюбившихся в Гошу (чьи жизненные принципы сегодня, конечно, вызывают вопросы), и говорить нечего!

“Частная жизнь”, “Оскар-1983”

И режиссера Юлия Райзмана, и Михаила Ульянова, сыгравшего главную роль, номинация на “Оскар” удивила — мало кто предполагал, что страдания вышедшего на пенсию героя сталинской закалки, который отдал жизнь заводу, а не своей семье, окажутся понятны западному зрителю. Но общечеловеческая проблематика картины сделала ее фаворитом среди критиков: “Оскар” фильму не достался, зато успех ждал на Венецианском кинофестивале и других киносмотрах.

“Военно-полевой роман”, “Оскар-1985”

Говорят, что в тот год у пронзительного фильма Петра Тодоровского “Военно-полевой роман” не было соперников по кинематографической линии — только по политической. Награда в итоге и досталась картине “Диагональ слона” с явным антисоветским настроением.

Но сердца зрителей и критиков все равно были на стороне фронтовика Саши и санитарки Любы, чью жизнь и историю любви война разделила на до и после.

“Очи черные”, “Оскар-1988”

А здесь история, противоположная той, что случилась с фильмом “Дерсу Узала”: хотя снимал мелодраму о любви иностранца к русской красавице наш Никита Михалков, а Советский Союз участвовал в производстве картины наравне с Италией, на международные награды лента “Очи черные” выдвигалась все-таки именно как итальянская.

Впрочем, на “Оскаре” номинацию получил не сам фильм, а сыгравший главную роль Марчелло Мастроянни, который претендовал на звание лучшего актера. Победа досталась другому, зато актер получил приз Каннского фестиваля.

“Урга — территория любви”, “Оскар-1993”

Вторая оскаровская номинация в фильмографии Никиты Михалкова, но на этот раз уже от России. Ироничная история о монгольской паре, которая по китайским законам больше иметь детей не может, но на законы эти внимания не обращает и продолжает заниматься любовью, нашла признание на Западе. “Оскар” фильму в итоге не достался, а вот главный приз Венецианского кинофестиваля — да.

“Утомленные солнцем”, “Оскар-1995”

С третьего раза удача Никите Михалкову улыбнулась — драма об одном жарком дне 36-го года, который перемалывает жизнь комдива Котова и его семьи, стала для режиссера настоящим прорывом на международной арене. И дело оказалось даже не в любимой на Западе теме тоталитарного режима, а в том, как сочно, густо и безжалостно это было снято — в реалиях сталинского режима разворачивалась настоящая античная трагедия.

У соперников “Утомленных солнцем” в тот год на “Оскаре” не было шансов — уверенная победа в категории “Лучший фильм на иностранном языке”.

“Кавказский пленник”, “Оскар-1997”

Не только фильмы Михалкова часто оказывались на “Оскаре”, но и картины с участием его любимого актера Олега Меньшикова. В 1997 году чести представлять Россию на премии удостоилась лента Сергея Бодрова-старшего “Кавказский пленник” с актуальной для того времени историей про Чечню, пленников, культурные и социальные различия — вольной интерпретацией классического рассказа Льва Толстого.

Увы, картина, в которой Меньшиков и Бодров-младший сыграли одни из лучших своих ролей, осталась без награды киноакадемиков.

“Вор”, “Оскар-1998”

Сын режиссера “Баллады о солдате” Григория Чухрая, Павел Чухрай, тоже добрался до “Оскара” — с фильмом о послевоенной жизни СССР. История харизматичного вора Толяна, который выдает себя за военного и обольщает доверчивую Катю и ее маленького сына, была полна разоблачительной риторики против советской власти, что, конечно, не могло не понравиться киноакадемикам.

Кстати, в тот год среди номинантов была еще одна российская работа, но анимационная — “Русалка” Александра Петрова, представленная в категории “Лучший короткометражный анимационный фильм”.

“Восток-Запад”, “Оскар-2000”

Этот фильм Россия снимала совместно с несколькими другими странами, но на “Оскаре” в 2000 году картина представляла Францию. Режиссер был французский (Режис Варнье), а вот история — нашей: советский репатриант Алексей Головин (Олег Меньшиков) после Второй мировой войны возвращается на родину вместе с женой-француженкой и сталкивается с суровой действительностью тоталитарного сталинского режима.

Но выиграл в тот год Педро Альмодовар с лентой “Все о моей матери”.

“12”, “Оскар-2008”

В России судебную драму Никиты Михалкова о 12 присяжных, решающих судьбу 18-летнего юноши, обвиняемого в убийстве отчима, критики обласкали, а вот с “Оскара” фильм уезжал несолоно хлебавши. Оно и понятно — уж слишком амбициозным был замысел: оригинальный американский фильм Сидни Люмета “12 разгневанных мужчин”, которым вдохновлялся Никита Сергеевич, в США имеет статус культового.

“Старик и море”, “Оскар-2000”

Крупная победа ярославского мультипликатора Александра Петрова и всей российской анимации в целом. Фильм “Старик и море”, снятый по мотивам одноименной повести Эрнеста Хемингуэя, выиграл награду в категории “Лучший короткометражный анимационный фильм”.

Это была уже третья номинация на “Оскар” Петрова (после “Коровы” в 1990-м и “Русалки” в 1998-м) — и первая победа. В 2008 году работа художника “Моя любовь” снова получила номинацию, но победу не одержала.


“Старик и море”


“Моя любовь”

“Левиафан”, “Оскар-2015”

Суровая драма Андрея Звягинцева “Левиафан” о неприкаянной жизни в российской глубинке — с водкой, нищетой, безысходностью, всесильными и жестокими чиновниками — достигла невероятных успехов в международном прокате. Фильм был восторженно принят в Каннах, а после взял “Золотой глобус” в категории “Лучший фильм на иностранном языке”, чего с российскими фильмами не бывало со времен “Войны и мира”. Увы, “Оскар” картине не покорился.

“Нелюбовь”, “Оскар-2018”

Похоже, Андрей Звягинцев претендует на лавры Никиты Михалкова, который на данный момент является рекордсменом среди отечественных режиссеров по количеству номинаций на “Оскар”. У “Нелюбви”, собравшей множество наград на самых разных фестивалях (в том числе и в Каннах) и ставшей настоящим событием не только в российском кинематографе, но и мировом, — серьезные шансы на победу.

Обычная, на первый взгляд, семейная драма, которая приводит к чудовищной трагедии, не оставила равнодушным никого — настолько безжалостно режиссер препарирует человеческую натуру.

В ночь с 4 на 5 марта SPLETNIK.RU в режиме онлайн проведет текстовую трансляцию церемонии вручения премии “Оскар” — ищите на нашем сайте все самые интересные подробности мероприятия!

А в нашей группе “ВКонтакте” прямо сейчас идет оскаровская неделя: колонки кинокритиков, забавные видео, опросы, подборки лучших образов — все, что нужно знать об “Оскаре”! Присоединяйтесь!

Российские фильмы, претендовавшие на «Оскар» и получившие его

Американская киноакадемия представила лонг-лист номинантов на премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». В список вошла лента Федора Бондарчука «Сталинград». То, что фильм был замечен академиками, — это уже примечательно. Остается дождаться января, когда будет оглашен финальный список номинантов. Пожелаем российской картине удачи, а пока вспомним, как складывались отношения отечественного кино и «Оскара», на самых примерах самых известных широкому зрителю фильмов из всего списка лент, когда-либо претендовавших на эту престижную награду.

«Война и мир»

Легендарная экранизация романа Льва Толстого, поставленная Сергеем Бондарчуком, получила заветную золотую статуэтку в 1969 году в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а также была номинирована за лучшую работу художника. Неудивительно, что картина впечатлила киноакадемиков, – она получилась по-настоящему эпической. К тому же в ней блистали настоящие профессионалы своего дела – Вячеслав Тихонов, Олег Табаков, Василий Лановой, Анастасия Вертинская, Олег Ефремов, Николай Рыбников и многие-многие другие.

«А зори здесь тихие»

Грустная и жизненная картина, поставленная Станиславом Ростоцким, об отряде девушек-зенитчиц, вынужденных отправиться на фронт и сражаться с противником под руководством опытного командира, возможно, выбила слезу и из американских киноакадемиков. В 1973 году фильм был удостоен номинации на «Оскар», но награду не получил.

«Белый Бим Черное ухо»

Спустя несколько лет, в 1979 году, на соискание награды в категории «Лучший фильм на иностранном языке» была выдвинута другая лента Ростоцкого – «Белый Бим Черное ухо» с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Эта драма была очень популярна в Советском Союзе, над ней всплакнуло не одно поколение. Однако в погоне за наградой ленту обошли другие претенденты.

«Москва слезам не верит»

Уже через два года «Оскар» снова «улыбнулся» нашему кинематографу. Драма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» получила премию. Но лента о трех подругах-провинциалках, приехавших покорять столицу, независимо от статуэтки стала настоящим хитом. За всю историю советского кинопроката этот фильм занимает вторую строчку по посещаемости.

«Военно-полевой роман»

Лента Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» попала в номинацию вместе с другими иностранными фильмами в 1985 году. Но не выиграла. Картина повествует о непростых отношениях медсестры и комдива, меняющихся в течение жизни на прямо противоположные. Главные роли в ленте сыграли Наталья Андрейченко, Николай Бурляев, Инна Чурикова и другие.

«Утомленные солнцем»

Последний на сегодняшний день успех на «Оскаре» нам принесла лента Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». В России фильм стал по-настоящему культовым. В нем сыграл сам режиссер с тогда еще маленькой дочкой Надей, а еще Олег Меньшиков, Ингеборга Дапкунайте, Вячеслав Тихонов, Светлана Крючкова и другие. Триумф в Голливуде создатели картины отметили в 1995 году.

Владимир Машков является довольно успешным актером в Голливуде, но даже его участие не смогло обеспечить фильму Павла Чухрая «Вор» победу. Фильм отметился лишь в номинации в 1997 году. Зато российскому зрителю история матери-одиночки с маленьким сыном, встретившей харизматичного вора и связавшей с ним судьбу, запомнилась надолго.

У пьесы «12 разгневанных мужчин» о заседании присяжных масса экранизаций. На одну из них решился и Никита Михалков, созвав звездный состав. В ленте приняли участие Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Юрий Стоянов, Виктор Вержбицкий и другие. Фильм попал в список номинантов на главную кинопремию мира в 2008 году, однако победителем не стал.

«Белый тигр»

В прошлом году от России на соискание «Оскара» был отправлен фильм Карена Шахназарова «Белый тигр», повествующий о временах Великой Отечественной войны и неуязвимом немецком танке «Белый тигр», для борьбы с которым создан специальный отечественный танк Т-34-85. Фильм попал в лонг-лист номинантов, но на этом его шествие к награде, увы, закончилось.

Автор материала Александра Прудникова

Оцените автора материала. Статью уже оценили 1 чел.

Ваше мнение 1

Дмитрий и Полина Дибровы

Подпишись на журнал Kleo.ru в социальных сетях:

  • Партнерам
    • Рекламодателям
    • Контакты
    • Редакция
    • Блог редакции
    • Пользовательское соглашение
    • Политика конфиденциальности
    • Условия использования материалов
  • Конкурсы
    • Блиц
    • Фото
    • Литконкурс
  • Для тебя
    • О тебе
    • Мода
    • Красота
    • Здоровье
    • Любовь
    • Дом
    • Дети
    • Бомонд
    • Новости
    • Клуб
    • Тесты
    • Консультации
    • Гороскопы
    • Форум
    • Открытки
    • Сонник
    • Два мнения
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • Условия использования материалов
  • Блиц
  • Фото
  • Литконкурс
  • О тебе
  • Мода
  • Красота
  • Здоровье
  • Любовь
  • Дом
  • Дети
  • Бомонд
  • Новости
  • Клуб
  • Тесты
  • Консультации
  • Гороскопы
  • Форум
  • Открытки
  • Сонник
  • Два мнения

Все права на материалы, размещенные в женском интернет-журнале «Клео.ру», защищены законодательством об авторском праве и смежных правах. Материалы женского портала не могут быть использованы без активной ссылки на источник «Клео.ру». За содержание рекламных материалов на женском сайте редакция ответственности не несет. Пользователь сайта kleo.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству. Пользователь сайта kleo.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование владельцами сайта kleo.ru.

Сетевое издание «KLEO.RU» (Клео.РУ) Регистрационный номер серии № ФС 77-74583, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 декабря 2018 года. 18+

Учредитель: Исмагилов Евгений Рамильевич Главный редактор: Исмагилов Евгений Рамильевич

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора): [email protected], +79677638370

Адрес редакции: г.Самара, ул пер.Тургенева дом 7 квартира 74.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: