Кто вернулся в Россию после эмиграции

Эмигранты, вернувшиеся в Россию «Здесь я чувствую себя дома»: Москвичи рассказывают о жизни за рубежом и возвращении на родину

В 2014 году Россию официально покинули 308 475 человек. Эти данные основаны на добровольном снятии с миграционного учета, что делают далеко не все эмигранты. Реальное число уехавших из России значительно больше, и открытой информации по этому вопросу нет.

Однако не все россияне остаются за рубежом навсегда. Одни не могут освоиться в чужой стране, другие скучают по дому и языку, а в третьих неожиданно просыпается патриотизм. Ежегодно множество эмигрантов возвращаются в Россию и остаются здесь навсегда. The Village поговорил с тремя возвращенцами о жизни за рубежом, причинах возвращения и патриотизме.

ИВАН Анисимов

Алексей Кудашев, 34 года

Я жил в Москве до 15 лет, после чего вместе с мамой уехал в Америку. Маме казалось, что в 1998 году России пришел конец, поэтому она эмигрировала. При этом папа как патриот остался жить в России.

Мы переехали в город Кенсингтон недалеко от Сан-Франциско, и я стал ходить в американскую школу. Там все общались небольшими группами по национальному признаку. Индусы отдельно, китайцы отдельно, а вот русскую группу я, к сожалению, не нашел. В американской школе я стал необщительным и замкнулся в себе. Я был подобно собаке, которую бросили за борт и она пытается не утонуть. Вокруг, конечно, светит солнышко и растут кокосы, но собаке не до этого — ей надо выжить.

После школы я поступил в калифорнийский университет в Беркли, чтобы получить специальность программиста. Тогда я увлекался японской культурой, поэтому дополнительно изучал японский язык в университете. В Америке нет бесплатного образования, и, чтобы оплатить обучение, я взял студенческий заем, который нужно было отдать после выпуска. На втором курсе я разочаровался в программировании и перевелся на факультет психологии. Все-таки гораздо приятнее общаться с людьми, а не с компьютерами.

В Америке мне было стыдно рассказывать, что я из России. Я приехал в чужую хорошую страну из страны в валенках и смотрел на американцев немного снизу вверх. Поэтому, когда меня спрашивали, откуда я приехал, я отвечал: «Из Калифорнии». Но американцы-то слышали акцент и уточняли: «Нет, откуда ты на самом деле?»

В Америке во всех сферах действует сильная конкуренция. Америка — это джунгли, где никто никому не друг. Чтобы там выжить, ты должен быть танком и смело идти по головам к своей цели. К концу обучения я стал таким и неплохо освоился в американском обществе. Я знал, что получил хорошее образование, и был уверен в себе.

Я много учился и иногда подрабатывал, поэтому у меня было мало свободного времени, которое я в основном проводил на вечеринках со знакомыми или в японском клубе. Хотя на самом деле в Америке я все время был в одиночестве. Все мои знакомые, несмотря на их улыбки, всегда оставались просто знакомыми, настоящих друзей я там не нашел.

В то время я практически не вспоминал о родине. Я, конечно, общался с папой, но мама говорила, что в России все плохо и не надо возвращаться в прошлое. К тому же интернет тогда был развит слабо и я практически не получал новостей из России. А если и получал, то негативные. Не хотелось думать о чеченских войнах, убогих подъездах и так далее. Естественно, я стал забывать русский язык и приобрел американский акцент. За пять лет, проведенных в другой стране, родные язык и культура забываются очень легко.

На третьем курсе университета я год учился в Японии по обмену. Хотя учился — это, конечно, громко сказано, в основном я бездельничал и путешествовал. Мне понравилась страна, поэтому после окончания университета я решил переехать в Японию. На ярмарке вакансий в Бостоне я нашел работу в японском банке, который обязывался помочь мне с жильем и в течение года с нуля обучить меня новой профессии. Я ничего не терял, и решение о переезде далось довольно легко.

После переезда я шесть месяцев работал ассистентом в банке, потом начал дистанционно учиться на бухгалтера по американской программе CPA. За год я стал дипломированным бухгалтером, перешел на работу в солидную консалтинговую компанию, а потом устроился в крупный американский хедж-фонд.

Я хорошо общался с местными жителями, часто ходил с ними в горные походы, но на самом деле всегда оставался для них иностранцем. В Японии сильно развита корпоративная культура, которая состоит из множества небольших ритуалов. Например, чтобы не подвести компанию и команду, ты должен перерабатывать по несколько часов каждый день. Хочешь уйти с работы вовремя — отпрашивайся у начальства. Или другой ритуал — ходить вместе с коллегами в туалет. Как в России ходят покурить, так там мужчины собираются в группы от пяти до десяти человек и встают у писсуаров в ряд.

Также там принято ходить после работы с коллегами в бар. В России, конечно, коллеги тоже выпивают вместе, но обычно это делают те, кому интересно друг с другом. А там начальник ведет весь свой отдел в бар, и это является продолжением вашей общей жизни. В баре ты обязан ухаживать за своим начальником и подливать ему алкоголь. Япония — конфуцианская страна, а значит, твой начальник — это твой папа, а вся компания — большая семья.

Я пытался ощутить это семейное корпоративное чувство, но после жизни в Америке, где из меня сделали волка-индивидуалиста, было довольно трудно перестроиться. Я не халявил на работе и активно участвовал в социальной жизни, но все равно жил как будто в большом вакууме. Тем не менее я работал на неплохой должности, получал хорошие деньги, и это меня мирило с действительностью. Я прожил в Японии пять лет и, по сути, жертвовал своей жизнью в угоду деньгам.

В то время я стал больше узнавать о России и даже съездил несколько раз в гости к папе в Москву. Россия переживала сильный экономический скачок, и у меня было ощущение, что там в самом разгаре гигантская вечеринка, в которой я почему-то не участвую. Я думал несколько лет и решил, что надо дать России шанс. В итоге я уволился с работы в Японии и приехал в Москву.

Конечно, жизнь за границей повлияла на меня, и первое время я чувствовал себя в России иностранцем. Меня смущала сумятица и неорганизованность. Причем это касалось всего: и благоустройства города, и заведений общепита, и людей. Я не понимал, почему люди не могут делать все нормально и качественно. Спустя несколько дней после приезда я, например, отравился шаурмой. Зачем продавать некачественную шаурму и травить своих же граждан? Но потом я понял, как здесь все устроено. Оказалось, что каждый россиянин хочет открысячить себе какой-нибудь кусок от общего пирога.

Еще в Японии я дистанционно выучился на маркетолога и рассчитывал найти работу в России именно в этой сфере. Однако в то время не было большого спроса на маркетологов, разве что требовалась реклама пельменей и водки. Мне предлагали работу на непрофильных должностях, но я отверг эти предложения, потому что считал себя слишком крутым для работы в маленьких фирмах.

Я жил в квартире отца, немного поездил по стране, но так и не нашел работу и спустя шесть месяцев уехал в Америку. В Чикаго я стал работать маркетологом, за пару лет раскрутился и устроился в большую компанию. Жизнь у меня снова наладилась: я купил квартиру, машину, мотоцикл и даже нанял уборщицу. Словом, я достиг американской мечты, и, казалось бы, здесь мой рассказ должен кончиться, но нет. Денег у меня было много, а большой цели в жизни как не было, так и не появилось. Зато появился личностный кризис, и мне захотелось каких-то перемен.

Со временем я стал проводить время в местной русскоязычной тусовке и узнавать новости из России. Однажды на Масленицу я зашел в русскую православную церковь, там продавали еду, и я набрал блинов на девять долларов, а при себе у меня было только семь. Я хотел отложить лишний блин, но мужчина, стоявший позади меня в очереди, безвозмездно добавил два доллара. Я, конечно, сперва подумал, что он гей или ему что-нибудь от меня надо. В злом американском обществе не бывает такого, чтобы мужик просто так заплатил за тебя. Однако он сделал это чистосердечно, и тогда в моей системе координат произошел сбой.

С тех пор я стал ходить в церковь, но не на службу, а чтобы отведать русской еды. В бога я особо не верил, но церковь и ее прихожане давали поддержку, которой мне сильно не хватало.

В 2014 году в связи с ситуацией на Украине я стал крайне негативно относиться к внешней политике Америки. Я понял, что Россия проявляет себя адекватно и правильно, а Америка сеет хаос. Из-за этих мыслей мне стало некомфортно жить в США, потому что своим трудом и налогами, которые я плачу, я косвенно поддерживаю американскую агрессию и гублю свою страну — Россию. Я вдруг понял, что все эти годы я был предателем по отношении к России, и мне захотелось отдать родине долг.

Я прожил с этими мыслями год и в результате уволился с работы, продал квартиру и уехал в Россию. В третий раз я начинал свою жизнь с нуля. По моему опыту, чтобы встать на ноги на новом месте, нужно пять лет. Сейчас я живу второй год в России и ищу работу маркетолога.

Конечно, я понимал, что буду жить беднее, но я уже пожил в достатке и понял, что деньги — это не главное. Главное — это жить и работать с любовью к своей стране. Самый крутой патриотизм — это когда ты изо дня в день выполняешь свою работу. Работа может быть грязной и неприятной, но полезной и нужной. Если хочешь жить в хорошей стране, не надо ждать, пока другой сделает что-то за тебя: надо делать самому.

Конечно, я понимал, что буду жить беднее, но я уже пожил в достатке и понял, что деньги — это не главное

Сергей Треков, 45 лет

Я родился и вырос в Москве. После школы окончил архитектурный техникум по специальности «техник-механик строительных машин», но по профессии не работал, а устроился работать водителем.

В середине 90-х у меня появилось ощущение, что в нашем государстве все не очень хорошо. Я понял, что жизнь большинства людей в России представляет из себя постоянную борьбу. Борьбу за качественную медицину, борьбу за то, чтобы купить нормального качества продукты, борьбу за то, чтобы твое место в университете не занял человек со связями и так далее. Наше государство ставит на первое место свои интересы, а не интересы простых людей — это неправильно, ведь государство существует именно для людей.

В 2001 году мои мысли получили неожиданное развитие. Я познакомился с человеком по имени Аркадий, который в свое время эмигрировал в Германию, и он рассказал мне много интересного. По его словам, немецкое государство действительно заботится о гражданах и все институты работают по-честному, как и должны работать. Также он довольно подробно рассказал, как можно технически переехать жить в Германию.

В то время существовала программа, которая давала возможность евреям как пострадавшим от холокоста получить вид на жительство в Германии. После той поездки с Аркадием я думал несколько месяцев и решил, что надо уезжать. Я понял, что если не уеду сейчас, то не уеду никогда и потом пожалею об этом. Я записался на курсы немецкого языка и начал собирать необходимые для переезда документы. Сбор документов не проблема, но требует лишь усидчивости и времени. Я продал машину и большую часть вырученных денег потратил на подготовку к отъезду. Также я решил во время жизни в Германии сдавать собственную квартиру в Москве. В целом процесс подготовки занял примерно год.

Большинство друзей отнеслись к моему решению положительно, большинство родственников — нейтрально. Однако моя жена была резко против переезда. Она, конечно, была согласна с несправедливостью жизни в России, но это не задевало ее настолько, чтобы уезжать в другую страну. Я долго ее убеждал, и в итоге мы решили, что наш отъезд будет не переездом на ПМЖ, а поездкой на время. Иными словами, мы изначально рассматривали вариант возвращения обратно.

По приезде в Германию мы в течение недели жили в распределительном центре, где нам предложили несколько городов, в которые мы можем переехать. Мы выбрали город Бад-Зегеберг, где действовала сильная еврейская община, которая, как мы надеялись, поможет нам на первых порах. Так и произошло. Мое знание языка не позволяло полноценно общаться с чиновниками, и часто волонтеры из общины ходили со мной или даже вместо меня к чиновникам.

Германия предоставила нам бесплатное жилье и оплачивала часть расходов по ЖКХ. Нас поселили в квартире в большом доме с русскоговорящими мигрантами. Соседи приняли нас хорошо: сразу стали помогать и приносить вещи из своих домов. Моя жизнь резко наполнилась событиями, я постоянно решал организационные вопросы, приобрел кучу знакомых, и к концу каждого дня голова уже ничего не соображала. Вообще, все организационные моменты были проведены на высшем уровне, и мои ожидания от страны оправдались. Все оказалось так, как рассказывал Аркадий.

Мы получали четыре пособия по безработице (мое, жены и двух детей), которые в совокупности составляли 850 евро, что было больше зарплаты, которую я получал, работая в России водителем. Также в то время в Германии регулярно проходили маркеты, на которые немцы приносили свои ненужные вещи в хорошем состоянии, и любой желающий мог их забрать абсолютно бесплатно.

Помимо этого, в городе работал распределительный пункт еды, в который свозили просроченные или почти просроченные продукты из больших магазинов. Эту еду раздавали бесплатно всем желающим. Устроено все было так: подходит твоя очередь, ты называешь, что тебе нужно, и если товар есть в наличии, тебе его приносят в строго определенном количестве. Продукты в основном были с нормальным сроком годности, который истекал через несколько дней. Большинство посетителей магазина были русскоязычными эмигрантами, они называли его «Халява». Немецкое государство не допускает, чтобы человеку было нечего есть и негде жить. Как говорят в Германии: «Чтобы стать бомжом или нищим, надо сильно постараться».

Моей первостепенной задачей было устроить старшего сына в школу и самому устроиться на языковые курсы. Я не хотел опять работать водителем, поэтому решил освоить язык и выучиться на новую профессию.

Государство также оплачивало мне языковые курсы, которые проходили пять раз в неделю в течение шести месяцев, и учеба занимала восемь часов в день. Это был первый уровень курсов, и знаний, которые они дают, было недостаточно для учебы в колледже или университете. А второй уровень курсов, который давал серьезные знания, государство не могло оплатить по причине уменьшения финансирования программ для мигрантов. Поэтому по окончании базовых курсов большинство приехавших оставались безработными и жили на пособие.

Самому оплатить продвинутые курсы было нельзя, потому что это противоречит твоему статусу безработного. Если ты самостоятельно оплатишь курсы, то государство тут же перестанет выплачивать тебе пособие и оплачивать жилье. Накопить деньги с пособия с точки зрения государства нельзя, потому что пособие рассчитывается исходя из минимального уровня потребления и оно должно полностью уходить на еду, коммунальные платежи и мелкие расходы.

Спустя полгода после переезда я понял, что хочу работать фельдшером-водителем на скорой помощи. Чтобы освоить эту профессию, нужно было закончить двухгодичный курс обучения, который стоил 4 800 евро. Встал вопрос, где найти деньги. Я не мог оплатить из своих сбережений, потому что считался неимущим, и решил убедить биржу труда заплатить за меня. Там мне отказали, предложив поработать в любом другом месте, а к этому разговору вернуться через год.

Сама биржа труда никакую работу мне не предлагала, поэтому я стал искать ее сам. В газетах в основном были вакансии, связанные со сферой услуг: уборкой территорий или помощью в домах престарелых. Я решил попробовать себя в доме престарелых: начал ходить в дома, предлагая свои услуги, и рассылал много резюме, но везде получал отказ.

К моменту окончания базовых языковых курсов я стал замечать, что старший сын, учась во втором классе немецкой школы, забывает русский язык. Я совершенно не думал, что такое может произойти, и меня это стало напрягать. В то же время жена с самого первого дня видела вокруг нас сплошной негатив. Она не учила язык, не работала и все время сидела дома с младшим сыном, которому тогда было два года. Из-за незнания языка она чувствовала себя некомфортно: например, она не могла даже нормально сходить в магазин, потому что любое уточнение продавца на кассе ставило ее в тупик. По окончании языковых курсов я месяц безуспешно искал работу, а настроение в семье продолжало оставаться негативным, и я перестал видеть перспективу.

Читайте также:  Самые смешные шпагаты Волочковой - подборка фото

Я думал, что освоить новую профессию будет нетрудно, но оказалось, что это не так. Мне не удалось найти даже неинтересную работу, а сидеть на пособии по безработице я не хотел. Хотя многих знакомых эмигрантов совершенно не смущала безработица. Большинство из них даже не искали работу. Они использовали бесплатные пункты выдачи еды и одежды, экономили на всем и таким образом умудрялись покупать в кредит машины и бытовую технику.

Другие эмигранты говорили, что главное — сжать зубы и потерпеть два-три года, пока жизнь не наладится. Думаю, если бы жена меня поддерживала, то я бы так и сделал. Но она не хотела идти по такому длинному пути.

11 российских звезд, вернувшихся из эмиграции на родину

Истории 11-ти отечественных знаменитостей, которые вернулись из эмиграции по той или иной причине.

Многие российские звезды перебираются за рубеж в поисках мировой славы и счастья, но не у всех получается добиться желаемого. А если еще начинает одолевать тоска по родине или не ладятся дела на личном фронте… Мы хотим рассказать вам истории 11-ти российских знаменитостей, которые вернулись из эмиграции по той или иной причине.

Леонид Каневский

В 1991 году актер Леонид Каневский, которого весь бывший СССР знал как майора Томина из «Следствие ведут знатоки», решился на переезд в Израиль. В Тель-Авиве вместе с другими эмигрантами он основал русскоязычный театр «Гешер», а в начале 2000-х снялся в паре фильмов израильских режиссеров. Однако в 2003 ему предложили сняться в продолжении приключений майора Томина, а в 2006 Каневский стал ведущим многосерийной криминальной передачи «Следствие вели» на НТВ, так что сейчас он фактически живет на две страны.

Леонид Каневский переехал в Израиль в начале 90-х

Любовь Успенская

Певица Любовь Успенская, в 1978 году переехавшая вместе с вторым мужем сначала в Италию, затем в США, где провела 16 лет, зарабатывая выступлениями в русском ресторане «Садко» и записывала первые альбомы при помощи Вилли Токарева и Михаила Шуфутинского, но в середине 90-х вернулась в Россию. Штаты стали для нее вторым домом, но полностью преодолеть языковой барьер и разницу в менталитете женщина так и не смогла.

Любовь Успенская вернулась в Россию в середине 90-х

Родион Нахапетов

Выпускник актерского, а затем и режиссерского факультетов ВГИКа Родион Нахапетов в 1987 году снял фильм «На исходе ночи», которым заинтересовалась киностудия «Fox». Два года спустя режиссер уехал по приглашению в США, где после долгого карьерного простоя появились на свет его фильмы «Телепат» (1997), «Кровь успеха» (2001), а также три серии «Убойной силы», действие которых происходило в Америке. В 2003 году режиссер вернулся в Россию, хотя и не разорвал связь с американским кинематографом: в 2004 году вышел фильм «Пограничный блюз», в 2007 – картина «Заражение».

Родион Нахапетов переехал в США в 1989 году

Максим Леонидов

Максим Леонидов, один из основателей квартета «Секрет», в 1990 году вместе с первой супругой принял участие в программе репатриации и переехал в Израиль, где у супругов началась совсем другая жизнь. Но если жене, актрисе Ирине Селезневой, она пришлась по нраву, тем более что на новом месте ее карьера пошла в гору, то Леонидова все время тянуло в родной Ленинград. В 1996 году он вернулся на берега Невы, основал группу «Hippoband», а вскоре женился на актрисе Анне Банщиковой.

Максим Леонидов не нашел себе места в Израиле

Михаил Козаков

В 1991 году актер и телережиссер Михаил Козаков вместе с женой и детьми переехал в Тель-Авив – ему предложили выгодный контракт с местным театром, тогда как на родине семье отчаянно не хватало работы и денег. В 1996 году он помогал московскому Театру сатиры с гастролями в Израиле и, как вспоминал режиссер Андрей Житинкин, провожая друзей в аэропорт, затосковал, купил билет и улетел в Россию – без багажа, оставив семью в Израиле. «Я сам себе в Израиле не понравился Совковое желание пожить за границей», – позже утверждал Козаков.

Михаил Козаков умер в 2011 году и был похоронен в Москве на Введенском кладбище

Юрий Колокольников

Нашим согражданам Юрий Колокольников известен как «русский актер, сыгравший в „Игре престолов“». Он переехал в США в детстве, после развода родителей, вместе с мамой-переводчиком. В подростковом возрасте из-за сложного характера вернулся к отцу «на перевоспитание», поступил в Щукинское училище, после его окончания отправился в Лос-Анджелес, надеясь вскоре получить прорывную роль. Но после года мытарств на должности уборщика, официанта и грузчика Колокольников вернулся в Россию и тут же получил роль в фильме «В августе 44-го». На родине он не испытывает недостатка в работе и иногда появляется в зарубежных проектах. Это не только «Игра престолов», но и сериал «Американцы» или комедийный боевик «Телохранитель киллера».

На родине Юрий Колокольников оказался более востребованным

Владимир Кузьмин

Мастодонт российской музыкальной сцены Владимир Кузьмин перебрался в США в 1990 году вместе с другими участниками группы «Динамик». В течение двух лет коллектив выступал в местных клубах и работал над новым материалом. Именно в Штатах родились пластинки «Dirty Sounds» и «Crazy about Rock-n-Roll», записанные на английском языке. Однако вскоре ажиотаж от переезда прошел, и Кузьмин осознал: лучше быть звездой рок-сцены в России, чем третьесортным «ресторанным» исполнителем в Америке. В конце 1992 года он вернулся в Россию и собрал новый состав «Динамка».

Владимир Кузьмин два года жил и работал в США

Кирилл Сафонов

Актер Кирилл Сафонов прожил в Израиле в общей сложности 7 лет: туда он приехал в 1999 вместе с женой и дочкой по приглашению театра «Гешер». Ехал он не «в никуда» – там жили его мама и сестра. За два месяца ему пришлось выучить иврит. Спустя два года интерес к театру пропал. Актер уволился, развелся с женой, начал работать барменом в две смены. Впрочем, он сумел получить известность у израильских кинорежиссеров и стал самым снимаемым русскоязычным актером.

Кирилл Сафонов в сериале «Татьянин день»

В 2006 году Сафонов приехал на Московский кинофестиваль как один из ключевых актеров картины «Полурусская история», номинированной на награду ММКФ «Лучший фильм», и получил предложение сняться в сериале «Татьянин день», который сделал его невероятно популярным на родине. Неудивительно, что артист решил остаться.

Лена Катина

Экс-татушка Лена Катина уехала в Лос-Анджелес после распада «TaTu» в 2009-м, чтобы развивать свой сольный проект Lena Katina. После переезда у нее начался роман со словенским рокером Сашо Кузмановичем. Забеременев, Елена приняла решение рожать в России. Мальчик Александр появился на свет в 2015 году. После родов певица стала проводить в России большую часть времени: пока бабушка возится с внуком, она работает над новым материалом или гастролирует.

Лена Катина вернулась в Россию, чтобы родить сына

Елена Сафонова

Актриса Елена Сафонова во многом повторила судьбу своей героини из фильма «Зимняя вишня» (1985), матери-одиночки Ольги. Если финал первой части оставляет чувство неопределенности, то «Зимняя вишня-2» дает понять, что Ольга нашла счастье в браке с преуспевающим американским бизнесменом, а в третьей части она уже разведена.

Елена Сафонова и ее бывший муж Самюэль Лабарт

Спустя шесть лет после выхода первой части Елена Сафонова родила сына, которого воспитывала сама, спустя год вышла замуж за французского актера Самюэля Лабарта, переехала на родину супруга, где на свет появился ее младший сын. Парадокс, но даже во Франции Сафонова была более востребована, чем ее муж. Его ревность к успехам жены привела к разводу. В 1997 году Елена со старшим сыном вернулась в Россию.

Наталья Андрейченко

Интересно, что вместо Елены Сафоновой в «Зимней вишне» изначально должна была сниматься Наталья Андрейченко. Но съемки едва не сорвались, так как актриса всецело отдалась роману с американским режиссером Максимилианом Шеллом, с которым познакомилась в Суздале на съемках фильма «Петр Великий». В 1991 году, после пяти лет романа, она вместе с дочерью переехала к нему в США. После развода в 2005 актриса вернулась в Россию. В 2017 году Наталья приняла участие в шоу «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым, в котором призналась, что бывший муж «закрыл ей дорогу в Голливуд».

Великие возвращенцы

Все больше людей в последнее время возвращаются в Россию. По последним данным, почти 150 тыс. соотечественников вернулись из-за рубежа на родину в 2016 году. Люди уезжают в поисках лучшей жизни, надеясь, что у соседа «трава зеленее». Однако были в истории нашей страны и периоды, когда представители интеллигенции, писатели, музыканты, ученые и общественные деятели были принудительно высланы или их вынуждали бежать от возможных репрессий. Но, несмотря на то, как обошлась с ними советская власть, они вернулись на родину.

Александр Солженицын

Одним из самых известных эмигрантов, вернувшихся в Россию, был русский писатель, драматург, общественный и политический деятель Александр Солженицын. После его знаменитого «Письма съезду» Союза писателей советская власть стала воспринимать писателя как врага. В 1968 году в США и Европе без разрешения автора были опубликованы романы «В круге первом» и «Раковый корпус», принесшие ему популярность. Но этот факт привел к развертыванию пропагандистской кампании против автора, вскоре Солженицына исключили из Союза писателей СССР.

С конца 60-х для разработки Солженицына в КБГ была создано отдельное подразделение. В 1970-м он был номинирован на Нобелевскую премию, после чего антисолженицынская пропаганда только усилилась. 7 января 1974 года на заседании Политбюро обсуждались выход «Архипелага ГУЛАГа» и «пресечения антисоветской деятельности» Солженицына. 12 февраля писатель был арестован и обвинен в измене Родине. 13-го его выслали из СССР и на самолете доставили в ФРГ. 29 марта страну покинула и его семья. Вскоре после высылки Солженицын решил временно поселиться в Цюрихе.

С приходом перестройки отношение власти к писателю и его творчеству поменялось. Были опубликованы некоторые его произведения, в 1989 году в журнале «Новый мир» напечатали отдельные главы «Архипелага ГУЛАГа». В следующем году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве, а уголовное дело в отношении него было прекращено. В декабре он был удостоен Госпремии РСФСР за «Архипелаг ГУЛАГ». Личным распоряжением Бориса Ельцина в марте 1993 года писателю была подарена на правах пожизненного наследуемого владения госдача «Сосновка-2» в Троице-Лыкове. 27 мая 1994 года Александр Солженицын вернулся на родину, прилетев из США в Магадан. После из Владивостока он проехал на поезде через всю страну и закончил свой путь в Москве. В беседе с журналистами Солженицын сказал: «Все эти годы в разлуке с Родиной я внимательно следил за повседневной жизнью России, однако то был взгляд со стороны. Я хочу быть лишь добрым советчиком россиянам, и постараюсь не ошибиться самому, уйти от общих рассуждений, но прийти к конкретному делу. Я хочу принести своей Родине наибольшую пользу».

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович

В 1969 году, после начавшейся травли Солженицына, советский виолончелист, пианист и дирижер Мстислав Ростропович и его семья всячески поддерживали писателя. Он разрешил Солженицыну жить на своей даче под Москвой и написал открытое письмо Брежневу в его защиту. Меры последовали незамедлительно — отменялись концерты и туры, остановились записи. В 1974 году Ростропович и его супруга, известная оперная певица Галина Вишневская, получили выездную визу и вместе с детьми выехали за границу на длительный срок. Это было оформлено как командировка от Минкультуры СССР. В 1978 году их лишили советского гражданства, званий и наград.

Вот как об этом вспоминал сам Ростропович: «В 1974 году нас изгнали из Советского Союза на два года как бы в командировку. В 1978 году вместе с моей женой Галиной Павловной Вишневской мы продлевали паспорта. Но никакого ответа не было. 15 марта семьдесят восьмого года вдруг (мы находились в Париже) Галина кричит мне: «Славка, беги скорей сюда, к телевизору…» Я подбежал и увидел наши фотографии на экране. В этот день парламент Советского Союза утвердил постановление о лишении гражданства за антисоветскую деятельность Вишневскую и Ростроповича».

После этого они купили квартиру в Париже, а вскоре уехали в Америку, где Ростропович стал главным дирижером Национального симфонического оркестра США. Ростроповичу и Вишневской вернули гражданство СССР в 1990 году. Однако, они отказались от гражданства, заявив, что не просили его у себя ни отбирать, ни возвращать. До конца своих дней Галина Вишневская прожила со швейцарским паспортом, а Мстислав Ростропович считал себя «гражданином мира». В августе 1991 года во время путча ГКЧП Ростропович специально прилетел в Москву и присоединился к защитникам российского Белого дома.

Однако окончательно Вишневская и Ростропович вернулись в Россию только в 2002 году.

Василий Аксенов

Писатель Василий Аксенов еще в 1963 году вместе с поэтом Андреем Вознесенским подвергся критике со стороны Хрущева на встрече с интеллигенцией в Кремле. А в 1966 был арестован за попытку демонстрации на Красной площади против реабилитации Сталинизма. В 70-е произведения Аксенова перестают публиковаться на родине. Критика в адрес писателя становилась все более резкой, его и его деятельность называли «несоветской» и «ненародной». В 1977-м произведения Аксенова стали появляться за рубежом, прежде всего в Америке. В 1978 году писатель принял участие в создании так и не вышедшего в СССР альманаха «Метрополь» совместно с Битовым, Ерофеевым, Ахмадуллиной, Поповым и Искандером. Позднее альманах, как и большинство произведений, не прошедших цензуру, был издан в США. Все его участники подверглись проработкам. В 1979 году Попова и Ерофеева исключили из Союза писателей, Аксенов последовал за ними в знак протеста.

В 1980-м Аксенов по приглашению уехал в США, после чего его сразу же лишили гражданства. До 2004 года он жил в США. В Америке Аксенов преподавал русскую литературу в различных университетах. Работал в качестве журналиста на «Голосе Америки» и «Радио Свобода», писал для журнала «Континент» и альманаха «Глагол». В США впервые были опубликованы написанные еще в России романы Аксенова: «Золотая наша Железка» (1973, 1980), «Ожог» (1976, 1980), «Остров Крым» (1979, 1981), сборник рассказов «Право на остров» (1981). Впервые после долгих лет эмиграции писатель посетил СССР в 1989 году по приглашению американского посла Дж. Мэтлока. А в 1990 году Аксенову, как и многим известным эмигрантам, было возвращено советское гражданство. Однако окончательно на родину Аксенов так и не вернулся. Он продолжал жить во Франции и в Москве.

Людмила Алексеева

Знаменитая правозащитница и общественный деятель Людмила Алексеева начала свое участие в правозащитном движении еще в середине 1960-х годов. Ее квартира была местом хранения и распространения самиздата. В 1968 году за участие в правозащитном движении Алексееву исключили из КПСС и уволили с работы. А в 1974 году она получила предупреждение КГБ о прекращении «антисоветской деятельности» и возможном аресте. В 1976 году она стала одним из учредителей и членом новой правозащитной организации — Московской Хельсинской группы. Под угрозой ареста в 1977 году Алексеева была вынуждена выехать из СССР и поселилась в США. В эмиграции она продолжила свою правозащитную деятельность, оставаясь зарубежным представителем МХГ. Она вела передачи о правах человека на радиостанциях «Свобода» и «Голос Америки», печаталась в эмигрантской периодике, консультировала правозащитные организации. Во второй половине 80-х Алексеева участвовала в работе конференции ОБСЕ в составе делегации США. Американское гражданство правозащитница получила в 1982 году.

В 1993 году Людмила Алексеева вернулась в Россию, а в 1996 году была избрана председателем МХГ. На родине она продолжила свою активную деятельность. В 2009-м Алексеева была одним из организаторов акций «Стратегии-31» — регулярные выступления на Триумфальной площади в Москве в защиту 31-й статьи Конституции о свободе собраний. Однако в конце 2010 года из-за разногласий с Эдуардом Лимоновым она вышла из организации. В 2007-м году Людмила Алексеева пророчила России демократическое будущее: «Я верю, что мы тоже сумеем обуздать нашу бюрократию. Не знаю, доживу ли я до этого, но я желаю вам: в 2017 году — легко запомнить! — вспомните о предсказании бабушки Люды. В 2017 году мы уже будем демократическим и правовым государством».

Почему 7 отечественных звёзд, уехавших за рубеж, всё же вернулись в Россию

Ни для кого не секрет, что человек всегда старается выбрать для жизни именно то место, где ему будет максимально комфортно. Кто-то решает сменить шумный город на деревенские просторы, а кому-то более перспективной кажется радикальная смена страны. Наши знаменитости уезжали за границу по разным причинам. Одним хотелось добиться мирового признания и построить карьеру, другим казался более подходящим климат и условия жизни. Правда, далеко не всем удалось остаться за рубежом навсегда.

Читайте также:  Кот Алёны Водонаевой - подборка фото

Алексей Серебряков

Алексей Серебряков. / Фото: www.eva.ru

В 2012 году, когда актёр уезжал с семьёй в Канаду, он сделал ряд очень громких заявлений о неблагоприятной политической и социальной обстановке в России и о своём желании воспитывать детей в «другой идеологии». Спустя шесть лет он дал интервью, в которой подтвердил свою позицию, добавив, что в современной России национальной идеей давно стали «сила, наглость и хамство». Слова Алексея Серебрякова вызвали очень широкий резонанс, кто-то осуждал актёра, кто-то его поддерживал. Однако уже в 2021 году он вдруг заявил, будто вовсе никуда не уезжал, а просто вывез детей на учёбу. Можно предположить, что столь несимпатичная ему идеология с лихвой компенсируется наличием работы на родине.

Максим Леонидов

Максим Леонидов. / Фото: www.twimg.com

Создатель группы «Секрет» спустя год после того, как начал сольную карьеру, вместе с первой женой актрисой Ириной Селезнёвой решил переехать в Израиль по программе репатриации. Именно он тогда настаивал на выезде из СССР, но для исполнителя другая страна так и не стала родной. Поначалу он просто приезжал в родной Санкт-Петербург, а уже в 1996 году вернулся назад в Россию. Здесь у него были всё возрастающая популярность, друзья и поклонники, а вот в Израиле он оказался всего этого лишён. Да и новая любовь, Анна Банщикова, в его жизни появилась ещё раньше, чем он оформил развод со своей первой женой.

Михаил Шуфутинский

Михаил Шуфутинский. / Фото: www.vklybe.tv

Известный исполнитель перебрался в Соединённые Штаты ещё в 1981 году. Поначалу жил и работал в Нью-Йорке, позже перебрался в Лос-Анджелес. Он сотрудничал с разными коллективами, позже создал свою группу «Атаман». Певец очень быстро стал популярен среди иммигрантов, на волне успеха он создал собственную музыкальную компанию, стал выпускать альбомы и слава о нём разошлась по всему русскоговорящему миру.

В 1990-м году исполнитель впервые после своего переезда в Америку прибыл с гастролями в СССР, где каждый из 75 концертов за три месяца проходил с аншлагом. С тех пор он приезжал в Россию ежегодно, пока в 2003 году не перебрался на родину окончательно. Как говорит сам певец, после первых же концертов, проведенных в России, в него «вселился микроб», и он понял, что хочет здесь жить, каждый день видеть глаза людей, приходящих на его концерты. Тем более, уезжал он из СССР, а вернулся в Россию.

Лена Катина

Лена Катина. / Фото: www.afisha7.ru

Экс-солистка группы «Тату» в своё время перебралась в США исключительно для того, чтобы покорить мировой музыкальный олимп. И складывалось у неё всё, в целом, весьма неплохо. Композиции Лены Катиной занимали, если не первые, то верхние строчки Billbord dance chart, она выпустила несколько альбомов на английском и испанском языках, покорила своим мастерством аудиторию во многих странах, но наибольшей популярности добилась в Латинской Америке. Возвратилась же в Россию она по одной причине: у певицы родился сын, огромную помощь в воспитании которого ей оказывают бабушки и дедушки малыша.

Любовь Успенская

Любовь Успенская. / Фото: www.goodhouse.ru

Певица стала очень популярной после своего переезда в США, и история её оказалась очень схожа, по сути, с историей Михаила Шуфутинского. Она эмигрировала в 1977 году сначала в Италию, позже перебралась в США. После своих первых успешных гастролей в России в 1994 году Любовь Успенская даже не думала о возвращении на родину, но уже спустя 9 лет перебралась в Россию. Наверняка, далеко не самую последнюю роль сыграла в этом её невероятная популярность у русских слушателей, окрестивших певицу королевой шансона.

Анна Седокова

Анна Седокова. / Фото: www.livestory.com.ua

Экс-солистка группы «ВИА Гра» прожила за рубежом недолго. В 2011 году она стала счастливой супругой Максима Чернявского, к которому и переехала в США. Спустя всего два года после появления на свет дочери Моники Чернявский и Седокова расстались, обвиняя друг друга едва ли не во всех смертных грехах. Поначалу певица осталась в Америке, но с завидной периодичностью прилетала на концерты в Россию. Заботиться о двоих детях (у Анны есть дочь Алина от первого брака с футболистом Валентином Белькевичем) и одновременно обеспечивать их было непросто, разрываясь между двумя странами. В результате однажды она просто не стала брать обратный билет в США.

Владимир Кузьмин

Владимир Кузьмин. / Фото: www.shnyagi.net

Пытался построить свою карьеру в США и Владимир Кузьмин. Он надеялся покорить весь мир своей музыкой, но реальность оказалась гораздо прозаичнее, чем ему представлялось в момент переезда. Музыка, которую он писал, была никому не нужна, и ему, как и другим перебравшимся за рубеж музыкантам группы «Динамик», приходилось играть чужую музыку и петь чужие песни. И в какой-то момент Владимир Кузьмин понял, что надо уезжать на родину. Там, в России, его любили и ждали, а вот в Америке он так и остался чужим. Он доказал себе, что является музыкантом международного уровня, и решил всё же вернуться туда, где у него было самое главное – настоящая любовь зрителей.

Сегодня любой желающий при наличии финансовой возможности может себе позволить выехать за рубеж, будь то туристическая поездка или же смена места жительства. В советское же время даже общение с иностранцами было очень ограничено, а уж вступление в брак с гражданами других государств было сопряжено с многочисленными трудностями и препонами. Впрочем, женщины всё равно выходили замуж за заморских принцев. Правда, не всегда удачно.

“Звали и не знали, куда их девать”. Как в Россию возвращали эмигрантов

Данное сообщение (материал) было создано и (или) распространено иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента. *Татьяна Вольтская обжалует этот статус в судебном порядке

Полмиллиона соотечественников планирует вернуть на родину российское правительство до 2030 года. В постановлении правительства говорится, что для достижения этой цели за границу будут выезжать группы сотрудников МИД и МВД и убеждать людей вернуться. Тем, кто согласится возвратиться, переезд оплатят из федерального бюджета. Российские власти не впервые зовут домой тех, кто когда-то уехал из страны, – в 1920-е, 1930-е, 1950-е годы тысячи эмигрантов вернулись в СССР. Многих из них вместо обычной трудовой жизни ждали лагеря и расстрелы.

Леспи Эмиль Матвеевич, 1888 г. р., уроженец Финляндии, финн, беспартийный, приехал в 1932 г. из США, лесоруб Тихвинского леспромхоза, проживал: г. Тихвин, Чудовский барак. Арестован 3 апреля 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 15 октября 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-6-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 22 октября 1938 г.

Аалто Вилхо Самуилович, 1908 г. р., место рождения: губ. Куопио, Финляндия, финн, беспартийный, автомеханик ЛПХ. Проживал в селе Ругозеро Ругозерского района. Арестован 14.03.1938 г. Особой тройкой НКВД Карельской АССР от 22.09.1938 г. осужден по ст. 58-6. Расстрелян 02.10.1938 г. в окрестностях г. Петрозаводск. Реабилитирован прокурором Карелии 14.04.1989 г.

Таких записей о финнах, приехавших в СССР и погибших в ходе Большого террора, очень много на сайте “Возвращенные имена”. Одна из самых ярких историй иммигрантов, вернувшихся в СССР в ожидании лучшей жизни, свободы и справедливости, это история финского летчика Вернера Лехтимяки, организатора финской Красной гвардии, считает руководитель одноименного центра при Российской национальной библиотеке историк Анатолий Разумов.

Вернер Лехтимяки родился в 1890 году в селе Вахто неподалеку от города Турку, у него было два брата, старший Конрад, известный писатель и дипломат, и младший Ялмар. Пять лет, с 1915 по 1920 год, Вернер прожил в Америке, где выучился на ковбоя и автомеханика, служил юнгой на корабле. В 1916 году он вернулся домой, боролся за независимость Финляндии. В ноябре 1917 года ему пригодились навыки ковбоя – он основал конный отряд финской Красной гвардии в Турку, в 1918-м оборонял Тампере, а потом приехал в Петроград. Он получил задание переманить на сторону большевиков Карельский легион, сформированный из сбежавших финских красноармейцев, но эти планы провалились, а Вернер едва избежал смерти.

В 1919 году братья Вернер и Ялмар Лехтимяки учились в петроградской летной школе и вскоре уже сражались в боях против Юденича в качестве летчиков. В 1921 году им пришлось участвовать в подавлении Кронштадтского мятежа. В Петрограде Вернер встретил свою будущую жену, певицу из Швейцарии Лилию Лееман, которая выступала с концертами в гостинице “Астория”. Потом братья учились в высшей летной школе в Москве, в 1923 году они уехали в Китай, а в 1924-м – в Америку. Там Вернер и Ялмар основали фирму по обслуживанию и ремонту самолетов, обучению пилотов и воздушным перевозкам. В 1931 году братья вернулись в СССР – и не с пустыми руками: они привезли с собой 20 разобранных гидропланов, целую линию авиазавода и, что самое ценное, молодых специалистов – пилотов и механиков, которые, как и они, по рождению были финнами.

Вечером 21 января 1938 года, когда семья Вернера Лехтимяки сидела на кухне и ужинала, к ним ворвались сотрудники НКВД. Они устроили обыск, перевернули весь дом, а Вернера увели в наручниках – и больше он домой не вернулся. 29 марта 1938 года его приговорили к расстрелу за шпионаж в пользу Финляндии, а 5 апреля расстреляли. В 1957 году Вернер Лехтимяки был признан невиновным и реабилитирован.

Расстреляли его по так называемому списку финских шпионов №14. “В предписании на расстрел он значится 69-м из 97 приговорённых к высшей мере наказания. 96 человек считаются расстрелянными 5 апреля 1938 г. и помянуты в 9-м томе “Ленинградского мартиролога”, – говорит Анатолий Разумов.

По его мнению, Ялмару Лехтимяки, можно сказать, повезло – он умер в Москве от болезни, иначе, без сомнения, его ждало бы то же самое, что и его брата Вернера. Конраду Лехтимяки повезло еще больше – он умер своей смертью в Финляндии. Осиротевшая семья Вернера – его вдова Лилия Лееманн и сын Эйно Вернерович Лехтимяки – жили в своей квартире на Фонтанке и после войны. Эйно стал доктором геолого-минералогических наук, он умер в 2000 году.

Среди помянутых в 12-м томе “Ленинградского мартиролога” не только финны, там есть имена перебежчиков из Эстонии и Латвии – рабочих и крестьян, искавших счастья в СССР. Так, в феврале 1938-го бежали из Нарвы четверо 20-летних друзей – И. Ф. Коркин, И. Н. Мухин, М. Ф. Солодов, И. И. Цветков. Уже 13 июля они были приговорены к расстрелу, приговор приведен в исполнение 17 декабря 1938 года.

Историк Даниил Коцюбинский напоминает о событиях 1935 года, когда из Маньчжурии начали репатриировать в Советский Союз десятки тысяч советских граждан, работавших на КВЖД. Параллельно НКВД активно разрабатывал прибывавших реэмигрантов, в оперативных отчетах их называли “харбинцами”. Репрессии против них начались в 1937 году, когда нарком внутренних дел Ежов издал приказ о “террористической диверсионной и шпионской деятельности японской агентуры из так называемых харбинцев”. Из 31 тысячи “харбинцев” более 19 тысяч человек расстреляли, остальные получили от 10 до 25 лет лагерей.

– Возвращение в Советский Союз вообще было для людей рискованной лотереей, – говорит Даниил Коцюбинский. – Прокофьев и Куприн сохранились, а Горькому, возможно, помогли умереть. Было целое движение сменовеховцев (название происходит от сборника “Смена вех” 1921 г., выступали за примирение с Советской Россией. – СР) за границей, которое наше ОГПУ умело стимулировало. Они говорили, что Советский Союз во время нэпа стал двигаться в правильном направлении, и он станет европейской страной, только с сильной национальной властью, которую теперь олицетворяют большевики. Один из них – известный философ Николай Устрялов, который вернулся и написал, что даже если родине понадобятся его косточки, он готов их ей пожертвовать, ну, и в 1937 году родина дала ему такую возможность, он был расстрелян. Да и практически все сменовеховцы, вернувшиеся на этой волне, были репрессированы. Но это была другая страна, требовавшая гекатомб массовых жертвоприношений, чтобы из них выросла террористическая легитимность грозного царя по фамилии Сталин. Легитимность Путина проистекает не из большого террора, а из консенсуса с элитами и адресного террора по отношению к тем, кто пытается играть в политику. Если Путин решит поменять сложившуюся стилистику управления, я думаю, элиты его не поймут. Поэтому если сейчас кого-то сагитируют приехать, все упрется в то, выполнят ли власти взятые на себя обязательства – дадут ли им обещанные деньги и возможность делать то, что эти люди хотят делать.

Научный сотрудник межфакультетского центра “Петербургская иудаика” в петербургском Европейском университете, профессор факультета свободных искусств и наук Петербургского государственного университета Валерий Дымшиц считает, что репатриацию эмигрантов в СССР надо рассматривать в контексте процесса, начавшегося вместе с революцией, когда в страну по политическим мотивам стали приезжать разные люди.

– Этот процесс длился где-то до середины 30-х годов. На рубеже 1920–30-х в мире начался экономический кризис, и многие приезжали потому, что, с одной стороны, симпатизировали советской власти, как они ее себе представляли, а с другой, надеялись найти работу. Среди них было много евреев, особенно из Восточной Европы, где режимы были довольно противные и антисемитские.

Очень яркий пример такой иммиграции в СССР – история коммуны “Войо-Нова”, появившейся в Палестине, существовавшей под мандатом Великобритании. Она родилась из молодежного левого движения Гдуд-ха авода́ – Рабочий батальон имени Иосифа Трумпельдора, созданный в 1920 году во многом по образцу кибуца, только не занимавшийся сельским хозяйством.

– Части этих молодых людей коммунистический проект казался более привлекательным, чем национальный, они откололись и в 1926 году переехали в Советский Союз, в Крым, где тогда шла активная еврейская аграрная колонизация, появилась куча еврейских поселений, земледельческих колоний и даже два национальных еврейских района, – говорит Дымшиц. – И они тоже основали свой поселок на севере, в степном Крыму. У всех были корни в России, они знали русский язык, но поселок свой назвали на языке эсперанто “Войо-Нова” – Новый Путь. Идишем они не хотели пользоваться из-за своего сионистского прошлого, иврит в Советском Союзе не катил, вот они и остановились на эсперанто. Руководил ими активный молодой человек Менахем Элькинд.

“В момент официального основания коммуны на ее территории проживало 20 взрослых, из них восемь холостяков и шесть семейных пар с пятью детьми. Самому старшему из коммунаров было 32 года, а ее первому председателю Элькинду – 31 год. Эта группа коммунаров разместилась в единственном в экономии помещичьем доме, построенном из местного камня – ракушечника. Взрослые заняли две большие комнаты и кухню, а детей поместили отдельно в другие комнаты, – пишет в своих воспоминаниях Зиновий Бекман, сын одного из коммунаров. – Особенно трудным для коммунаров был первый год. Они испытали все: тяжелый труд, голод, холод, жизнь в совершенно неприспособленных для этой цели помещениях. Однако, несмотря на все лишения и невзгоды той поры, коммунары, используя свой палестинский опыт, создали жизнеспособную, одну из лучших в стране коммуну по образу и подобию кибуца”.

Одна из коммунарок, прибывших в Россию с тремя детьми, в одних свитерах и сандалиях, писала: “Это было бесконечное поле снега, три хижины и большой дом с поврежденной жестяной крышей, которая сильно грохотала на ветру”. Тем не менее, коммунары освоились, разводили скот, возделывали землю, построили два двухэтажных дома по 20 комнат, с яслями, детсадом и детдомом и трикотажную фабрику, работавшую на собственной овечьей шерсти.

– Одно время их все очень любили, к ним корреспонденты ездили, художники их рисовали, но кончилось все плохо, – рассказывает Дымшиц. – Во-первых, они были слишком искренние, слишком левые для СССР, и их обвинили в левом уклоне. Во-вторых, это была коммуна, а не сельскохозяйственный кооператив, и они плохо вписались в коллективизацию. В 1932 году Крым, как и весь юг, был поражен голодом. Элькинд ходил, качал права, пытался отстаивать свой особый “Новый Путь”, и его арестовали и расстреляли, многих членов коммуны посадили. А коммуну превратили в обычный колхоз.

Тучи сгущались постепенно – сначала возникли конфликты с руководством района, которое хотело само управлять коммуной и комплектовать ее за счет советских евреев, хотя коммунары были против. В 1932 году Элькинда сняли с должности главы коммуны, а в 1937 году из коренных коммунаров, приехавших из Палестины, сделали английских шпионов или сионистских агентов. Элькинда расстреляли в 1938-м – что символично, в поселке Коммунарка Московской области.

В Крыму в рамках “операции по ликвидации контрреволюционного шпионского подполья национальной колонии” было арестовано 27 человек. Одному из них удалось передать на волю письмо с описанием допроса: “… меня ни о чем не спрашивали, а дали готовые напечатанные листы, где было написано, что в Палестине мы проходили специальные курсы, где нас учили, как вести антисоветскую пропаганду, как агитировать евреев ехать в Палестину, как маскировать себя. И еще – что мы построили коммуну для маскировки, … чтобы обмануть советскую власть, а потом разъехались по всей стране, чтобы выполнять задание сионистов. …Пытки, которые эти садисты применяли, чтобы заставить подписать, человеческий мозг вообразить не в состоянии”. Все арестованные были приговорены к разным срокам, 14 погибли в лагерях.

Читайте также:  Эволюция стиля Арианы Гранде – подборка фото разных годов

Не все судьбы коммунаров оказались трагическими. Художник Мендель Горшман, ученик Фаворского, приехал в “Войо-Нову”, чтобы выполнить заказ – сделать серию акварелей “Крымские еврейские колхозы”. Он влюбился в одну из коммунарок, женился на ней и увез ее в Москву.

– Она потом стала известной писательницей Широй Горшман, намного пережила своего мужа и в 1980-е годы снова уехала в Израиль – где уже успела побывать совсем юной девушкой в 1920-е годы, и счастливо прожила там еще лет 10, умерла в возрасте почти 100 лет, – рассказывает Валерий Дымшиц. – У нее было три дочери, на одной из которых, Саломее, женился великий русский актер Иннокентий Смоктуновский, он, кстати, души не чаял в своей теще.

Палестинские евреи переезжали не только в Крым, но и в Биробиджан. “Мы едем…, окрыленные твердой верой в то, что …нам удастся воплотить мечту о сплочении широких слоев еврейских масс вокруг идеи строительства социалистической родины”, – говорилось в декларации палестинских коммунистов, опубликованной в 1932 году. Мечта обернулась изнурительным трудом, нищетой, чудовищным бытом и репрессиями.

– Туда приехало около 2,5 тысяч человек, и все они были арестованы либо во время Большого террора, либо во время антиеврейской кампании 1949–1953 года, – говорит Дымшиц. – Ехали из разных мест – из Палестины, из США, из Бразилии, Аргентины, из Европы. Советский Союз пропагандировал свои достижения в области национального строительства, особенно еврейского, ведь при проклятом царизме евреям жилось плохо, и меры реабилитации еврейского населения на этом фоне выглядели очень выигрышно. А потом, огромная масса еврейских эмигрантов из царской России представляла собой некоторую силу. СССР был заинтересован и в позитивном имидже, и в помощи – и деньгами, и техникой. В Биробиджан приезжали писатели: из Палестины приехала Люба Вассерман, из Бразилии Сальвадор Боржес – оба они родились в царской России, уехали в эмиграцию и потом вернулись в Советский Союз. И оба они очень долго сидели – но, к счастью, остались живы.

Историк Юлия Демиденко считает, что все советские кампании по возвращению соотечественников носили пропагандистский характер.

– Это была политическая реклама СССР, советского образа жизни. Все мы знаем имена великих людей, которые поддались на усилия власти вернуть их на родину. Это и Цветаева, которая была совершенно разрушена как человек своими эмигрантскими годами, да и муж у нее был тайный агент НКВД, так что ей просто деваться было некуда, – но были и многие другие. То, что это была агитация за советскую власть, косвенно подтверждается количеством деятелей искусств, которых постарались вернуть. Стоит вспомнить того же Ивана Билибина, замечательного художника, который в 30-е годы вернулся вместе с женой Александрой Щекатихиной-Потоцкой в Ленинград из Франции. Каждый раз такое возвращение обставлялось пышно, было много шума, интервью, публикаций. Интересно, в одном интервью Билибин говорит, что здесь все ходят в сером, вот что значит глаз художника – сразу улавливает образ городской жизни 30-х годов. Другое дело, что судьба большинства этих людей была незавидной. Хотя Билибина репрессии напрямую не коснулись, но все равно он умер в блокадном Ленинграде, и никто не подумал такого мастера вывезти, эвакуировать.

Самыми трагическими Юлия Демиденко считает репатриации после Второй мировой войны.

– Они были массовыми и далеко не всегда добровольными. Нельзя сказать, что прямо всех отправляли в ГУЛАГ, судьбы были разные, но это были трагические судьбы. Среди возвращенных есть величайшие люди, например Лев Карсавин, которого арестовали при освобождении Праги. Он в свое время уехал из России на “философском пароходе”, но не удалось ему уйти от советской власти, она его настигла, и он умер в лагере. Бывали и более благополучные исходы, но в любом случае это все равно был фильтрационный лагерь, допросы, наблюдения, аресты, а для военных и штрафные батальоны – так или иначе, это были репрессии, – говорит Демиденко. – В 1990-е годы выходили мемуары людей, которые не поддались на уговоры, – они рассказали, как к ним приезжали и уговаривали вернуться. Одни ушли в монастыри и объясняли свой отказ вернуться тем, что в СССР церкви закрыты, кто-то старался вообще не вступать с уговорщиками ни в какие контакты. Я знаю историю одного солдата, который остался в Варшаве. Он влюбился в девушку, и ее семья его долго прятала, иначе это было бы расценено как дезертирство. И потом еще много лет ему приходилось вести себя очень осторожно. Да и задолго до войны, еще во время нэпа, была развернута целая кампания по возвращению людей, уехавших в 1905 году, среди них было много как революционеров, так и хороших технических специалистов. Их привлекали – как и иностранных рабочих, – объясняя тем, что стране нужны рабочие руки, а между тем трудовые биржи были переполнены, все заводы стояли. Приехавших не могли обеспечить ничем – ни работой, ни жильем, так что очень быстро стало понятно, что цель кампании – чисто пропагандистская. И то же самое повторилось уже в хрущевские времена: людей звали, о потом не знали, куда их девать, и кончалось все это ничем.

Почему потомки белоэмигрантов не вернулись в Россию после развала СССР

Проблема «невозвращенцев» сохраняется по сей день. Многие потомки русских эмигрантов, покинувших родину в конце Гражданской войны, продолжают считать себя русскими, но не едут в Россию по разным причинам. Прежде всего потому, что за рубежом им лучше. Играют роль и негативные исторические примеры репатриации.

Советские ловушки для эмигрантов

Первые попытки вернуть эмигрантов на родину советское правительство стало предпринимать ещё с начала 1920-х годов. В основном это касалось рядовых участников Белого движения – казаков и крестьян. В 1921 году ВЦИК РСФСР издал постановление об амнистии членам белогвардейских военных формирований, «путём обмана или насильственно втянутых в борьбу против советской власти». В 1923 году амнистия была распространена на младших офицеров, унтер-офицеров, юнкеров, чиновников и гражданских лиц. Правда, их прошения о репатриации рассматривались в индивидуальном порядке, и так же выдавалось разрешение на возвращение. На самом деле только менее 200 тысяч эмигрантов воспользовались предоставленным им правом.

Большинство не без оснований подозревало советскую власть в обмане. Многие из возвратившихся подпали затем под пресс раскулачивания и сталинских репрессий.

С работами Устрялова был знаком Сталин. Известна его реплика про концепцию Устрялова: «Мечтать у нас не запрещено». Но Устрялову было мало проповедовать свои идеи из-за рубежа, он хотел подтвердить их практикой и доказать, что союз старой интеллигенции и советского строя возможен. В 1935 году ему разрешили возвратиться в СССР. Сначала всё шло хорошо. Два года Устрялов преподавал в высших учебных заведениях Москвы. В июне 1937 года профессор был арестован, обвинён в «шпионаже и контрреволюционной деятельности» и в сентябре того же года расстрелян.

Горький урок репатриантов после Второй мировой войны

Великая Отечественная война всколыхнула у большей части эмигрантов и их потомков патриотические чувства. Большинство представителей русской диаспоры сочувствовало Советскому Союзу, лишь немногие решили сойтись с нацистами против большевиков. Победа СССР над гитлеровской Германией вызвала в Русском Зарубежье всплеск гордости за свой народ. Одновременно руководство СССР старательно демонстрировало, что готово предоставить эмигрантам возможность воссоединиться со своей страной, и не будет преследовать за прошлое никого, за исключением тех, кто сотрудничал с нацистами во время последней войны.

В 1945-1947 гг. были изданы указы Президиума Верховного Совета СССР, последовательно предоставлявшие право получения советского гражданства бывшими подданными Российской империи, проживающим на территории разных стран (Франции, Бельгии, Чехословакии, Болгарии, Югославии, а также Маньчжурии и Японии). Посольства СССР за границей развернули бурную деятельность, склоняя эмигрантов к возвращению на родину. Многие воспользовались возможностью, многие нет.

Тех, кто решил вернуться, часто ждало разочарование. Так, знаменитый поэт-песенник, певец и актёр Александр Вертинский ещё во время войны переехал из Китая в СССР. Ему позволили гастролировать по стране, даже дали (в 1951 году) Сталинскую премию. Вместе с тем, он сам испытывал разочарование, ожидая большего внимания к своей особе. Но ещё более поучительными стали другие истории. Бывший политик Василий Шульгин, отказавшийся сотрудничать с нацистами, был, тем не менее, арестован органами СМЕРШ на территории Югославии, вывезен в СССР и приговорён к 12 годам лагерей. Ещё трагичнее сложилась судьба известного философа и историка-медиевиста Льва Карсавина. Он проживал в Вильнюсе. В 1940-1941 гг. его не тронули, однако в 1944 году он был уволен из университета, а в 1949-м арестован и приговорен к десяти годам лагерей. В 1952 году 70-летний профессор умер в КомиЛАГ.

РФ не стала правовым и русским национальным государством

За границей проживает уже третье-четвёртое поколение потомков белоэмигрантов. Многие ассимилировались в тех странах, где живут. Кто-то не забыл о своей связи с Россией. Но восстановить разорванное становится всё труднее. Падение власти коммунистической партии в начале 1990-х годов было воспринято многими в русской диаспоре как давно ожидавшееся освобождение России от тоталитаризма. Открытие российских границ, свобода информации, распространение культурных контактов способствовали такому представлению.

Однако с течением времени стала выявляться оборотная сторона этой картины. По мере укрепления новой российской государственности стали возрождаться не самые лучшие элементы советского прошлого, а возникающие новшества тоже не привлекали. Это разочарование от постсоветской России выразил Александр Солженицын после реэмиграции (хоть он и не принадлежал к потомкам белогвардейцев). В 1998 году он отказался от получения ордена Андрея Первозванного, заявив, что «от верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять эту награду не могу».

Внук участника Белого движения, граф Андрей Мусин-Пушкин, проживающий в Москве (он муж служащей французской дипмиссии), сказал в интервью журналу «Родина» (2017, №4): «Смотря на творящееся во Франции, не слишком рвусь туда. В то же время и здесь жить не смогу. Даже если бы и очень захотел, не получится. Главное, с чем не готов смириться – то, что страна постепенно возвращается к Советскому Союзу, с которым, казалось бы, распрощалась навсегда. Сталин из тирана снова превращается в кумира. Раньше про Пушкина говорили, что он – наше всё, а теперь – про Иосифа Виссарионовича. Мне жутко».

Предводитель Российского Дворянского собрания Олег Щербачёв, гражданин и житель РФ, стал в апреле 2019 года соорганизатором конференции «Куда я вернусь?», посвящённой проблемам репатриации и натурализации потомков русских белоэмигрантов. Основная проблема, по его мнению, состоит в том, что современная Россия так и не стала пока русским национальным государством.

«Те, кто пытается вернуться, – отметил Щербачёв, – имеют определенные проблемы даже с получением гражданства. Русские по национальности так до сих пор и не могут получить на этом основании гражданство России, им приходится долго просить об этом… Нынешнее государство юридически является правопреемником государства советского и не является правопреемником Российской империи. Если что-то не прописано в новом законе РФ, то по умолчанию действует закон старый, вплоть до декретов Ленина и Сталина».

Возвращение из эмиграции: истории российских звезд

«Где родился там и пригодился» – справедливость этой русской пословицы особенно остро понимаешь, если довелось пожить на чужбине. Иногда нам кажется, что в дальних краях нас будут больше ценить и любить, чем дома, но жизнь словно дает понять: оторвавшись от своих корней, мы можем потерять себя. Wday.ru вспоминает знаменитостей, которые искали славы за рубежом, но настоящий успех и признание обрели лишь на родине.

Жанна Агузарова

Дебют Жанны Агузаровой на ТВ состоялся в 1986 году в программе «Музыкальный ринг», причем сама Алла Пугачева покровительствовала в этот момент молодой певице, представляя ее широкой публике. Но яркий, необычный голос Жанны уже был знаком многим по песням группы «Браво». Стильный коллектив с необычной солисткой быстро набирал очки на музыкальном олимпе бывшего СССР, постепенно переходя от андерграундных квартирников к концертам в «Олимпийском».

В России конца 80-х Агузарова была настоящей звездой: у ее квартиры дежурили толпы фанатов, женская половина которых копировала ее сценический образ. Она была уверена: это только начало взлета. И отправилась покорять США. Она надеялась, что Америка сразу оценит ее харизму, незаурядный стиль и сочный голос. Иногда певица говорила, что не прочь потеснить в западных чартах саму Мадонну.

Однако переезд в Лос-Анджелес не оправдал надежд королевы рок-н-ролла. Обивая пороги телестудий и радиостанций, Жанна узнала, что здесь на успех могут рассчитывать лишь артисты, поющие на чистом английском языке. Чтобы как-то прожить, звезде пришлось даже петь в русском ресторане – и это после стадионов, которые она собирала в России! После пяти трудных лет жизни в США певицу потянуло на родину.

Агузарова вернулась в Россию в 1996 году и не прогадала: публика приняла ее весьма благосклонно. Артистка практически сразу начала концертную деятельность, участвовала в предвыборной акции Бориса Ельцина «Голосуй или проиграешь», снялась в новогоднем мюзикле «Старые песни о главном – 2». Она эпатирует, меняет странные образы. В ее репертуаре не так много новых песен, но хиты из ее «Русского альбома» и всеми любимые песни эпохи группы «Браво» имеют успех. Правда, в последние несколько лет Жанна не так часто появляется на публике.

Любовь Успенская

По большому счету широкая известность в России пришла к Любови Успенской после того, как она в 1993 году появилась на отечественном ТВ в качестве американской звезды шансона. А песня «Кабриолет», с которой она начала завоевывать российского зрителя, имела большой успех. В прошлом у артистки были попытки стать певицей еще в СССР (Успенская родилась в Киеве), но ее голос и манера петь называли «несоветскими».

В США, куда Любовь эмигрировала с мужем Юрием Успенским в 1978 году, она начинала карьеру в качестве ресторанной певицы. Записать первые альбомы ей помогли друзья-эмигранты Вилли Токарев и Михаил Шуфутинский.

Начало 90-х годов в России было благодатным временем для «творческого» возвращения на родину эмигрантов, бывших жертв советского худсовета, мнимых и истинных. Так или иначе, «Кабриолет» привез Успенскую прямиком к всероссийской славе: она много гастролирует, выступает на самых значимых концертах и получает премии как исполнительница в стиле шансон. Сейчас певица живет в Москве, продолжает выступать на сцене и принимать участие в ток-шоу.

Родион Нахапетов

Актерскую судьбу актера Родиона Нахапетова до отъезда в Америку неудачной не назовешь. Окончив режиссерский факультет ВГИКа, он много и успешно снимался: у Марлена Хуциева («Мне двадцать лет»), Василия Шукшина («Живет такой парень»), Никиты Михалкова («Раба любви») и других известных режиссеров – и даже получил звание народного артиста РСФСР.

«Американский» период жизни Нахапетова начался в 1989 году, когда кинокомпания 20th Century Fox купила его фильм «На исходе ночи» и пригласила режиссера представлять свое творение на премьерах. В своих интервью артист констатировал: в нашей стране назрели перемены, и творить в кино стало трудно, а предложение поработать на Западе было лестным. Так вышло, что Родион отправился представлять свой фильм да и задержался в Америке на несколько лет. На чужбине наш талантливый соотечественник не испытал ни грандиозного провала, ни оглушительного успеха. Впрочем, ему удалось доказать, что талантливый русский не пропадет и за границей. В 1992 году Нахапетов все-таки получил голливудский контракт на постановку фантастического триллера «Телепат».

В общей сложности Родион Нахапетов, создав вместе с женой Наташей Шляпникофф свою компанию, снял за годы жизни в Штатах два художественных и несколько документальных фильмов. Но лишь вернувшись в Россию, он наконец вспомнил, какова бывает настоящая народная любовь.

Из последних работ Нахапетова в российском кино – роль Сергея Сергеевича Скуратова, начальника отдела кадров дома моды в многосерийном фильме «Паук», премьерный показ которого состоялся осенью 2015 года на Первом канале. С 2003 года актер и режиссер постоянно живет и работает в России, называя свой дом в Майами «дачей».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: