Как сложилась судьба Оливии де Хэвилленд из “Унесенных ветром”

Оливия де Хэвилленд

Биография

Оливия де Хэвилленд – одна из самых востребованных актрис «золотой эры» Голливуда. Вместе с Вивьен Ли и Кларком Гейблом она привела мелодраму «Унесенные ветром» к триумфу, завоевав 8 статуэток «Оскар». Сейчас де Хэвилленд почивает на лаврах былой славы.

Оливия Мэри де Хэвилленд родилась 1 июля 1916 года в столице Японии – Токио, однако к Востоку девушка не имеет никакого отношения. Родители Уолтер де Хэвилленд и Лилиан Фонтейн (в девичестве Русе) родом из США и Великобритании, познакомились в Японии, где отец Оливии трудился профессором английского языка. Мать – актриса.

22 октября 1917 года в семье появилась вторая дочь – Джоан де Бовуар де Хэвилленд, известная в кинематографе как Джоан Фонтейн. По праву рождения сестры были гражданками США.

Девочки часто болели, и Лилиан убедила мужа переехать в Великобританию – страну с более подходящим климатом. В 1919 году в Сан-Франциско, Калифорния, у Оливии проявился тонзиллит, а Джоан подхватила воспаление легких. Мать приняла волевое решение остаться в США. Семья поселилась в деревне Саратога, в 80 км к югу от Сан-Франциско. Уолтер бросил жену и детей и вернулся в Токио.

Olivia de Havilland (right) plays cards with her sister, Joan Fontaine, circa 1945.

Сестры росли в творческой атмосфере. Оливия с 4 лет занималась балетом, с 5 играла на фортепиано, к 6 годам умела читать и декламировала сонеты Уильяма Шекспира, чтобы развить дикцию. В раннем периоде биографии Джоан начала называть сестру Ливви. Это прозвище закрепилось за актрисой на всю жизнь.

В 1922 году Оливия поступила в местную гимназию. Она преуспевала в учебе, любила читать, писала стихи, рисовала. В средней школе Лос-Гатос развивала красноречие, играла в хоккей на траве, посещала драматический кружок и мечтала стать учителем английского языка.

Размеренную тихую жизнь трех женщин разрушил новый супруг Лилиан – Джордж Милан Фонтейн. Он строго обходился с девочками, чем заслужил их ненависть и обострил ситуацию в семье.

В 1933 году де Хэвилленд дебютировала в любительском театре, сыграв главную роль в спектакле «Алиса в стране чудес». В числе других работ – «Гензель и Гретель», «Венецианский купец».

Страсть девушки к драме привела к конфликту с отчимом. Он запретил ей участвовать во внеклассной деятельности. Когда Фонтейн узнал, что Оливии досталась главная роль в школьной постановке по роману Джейн Остин «Гордость и предубеждение», то поставил падчерице ультиматум: отказаться и жить в мире либо уйти из дома. Не желая подводить школу и одноклассников, де Хэвилленд выбрала второй вариант.

После окончания школы в 1934 году девушка поступила в колледж Mills в Окленде, Калифорния, по стипендии учителя английского языка.

Оливия не бросила театр. Ее выступление в постановке «Сон в летнюю ночь» по Уильяму Шекспиру заметил австрийский режиссер Макс Рейнхардт. Он предложил американке роль дублера Гермии в том же спектакле, но на сцене «Голливуд-боул». За неделю до премьеры главные исполнительницы покинули проект, и роль досталась 18-летней Оливии.

Вдохновленный Рейнхардт предложил де Хэвилленд отправиться с ним в турне. В поездке режиссер узнал, что Warner Bros. хотят снять киноверсию «Сна в летнюю ночь». Безусловно, роль Гермии предложили Оливии. Все еще мечтая стать учителем, девушка сомневалась, но в 1934 году подписала 5-летний контракт с кинокомпанией со стартовой зарплатой $200 в неделю.

Фильмы

Премьера комедии «Сон в летнюю ночь» состоялась в 1935 году. Критики восприняли фильм прохладно, а вот Оливию де Хэвилленд похвалили за «правдивое чтение Шекспира».

Warner Bros. считали, что приключенческое кино не «выстрелит» в период Великой депрессии, однако рискнули и выпустили «Одиссею капитана Блада» (1935). Коллегой Оливии по съемочной площадке стал тогда еще неизвестный Эррол Флинн. Всего актеры 8 раз появлялись вместе в кадре. «Одиссея капитана Блада», несмотря на опасения кинокомпании, номинировалась на 4 «Оскара», в том числе как лучший фильм.

В сентябре 1937 года Оливия и Эррол получили главные роли в «Приключениях Робин Гуда». История о рыцаре-альтруисте имела громогласный успех и удостоилась главной статуэтки «Оскар». Картина считается одним из самых популярных приключенческих фильмов эпохи классического Голливуда.

Warner Bros., благодарные де Хэвилленд за талант, давали ей, как им казалось, лучшие роли. Актриса сыграла «пустых» персонажей в «Четверо – уже толпа» и «Неприступной» (1938). Даже в молодости Оливия не могла себе позволить тратить время на роли типичных любовниц, а потому всерьез задумалась об уходе из кинокомпании.

Olivia De Havilland & Joan Fontaine

1939 год считается пиком «золотого» Голливуда, но де Хэвилленд не могла насладиться этим временем из-за душевных терзаний. В интервью она вспоминала:

«Я была в таком подавленном состоянии, что едва могла вспомнить свои строчки».

Восстановиться актрисе помог величайший кинопроект в истории Голливуда – «Унесенные ветром» (1939). Продюсер Дэвид Селзник написал письмо Warner Bros. с просьбой разрешить де Хэвилленд исполнить роль Мелани Гамильтон Уилкс. Пока остальные актрисы сражались за роль Скарлетт О’Хары, Оливия видела себя Мелани – персонажем, чье спокойное достоинство и внутреннюю силу она чувствовала в себе.

«Унесенные ветром» выиграл 8 статуэток «Оскар», а де Хэвилленд была впервые номинирована – на лучшую женскую роль второго плана.

Vivien Leigh and Olivia de Havilland, 1939.

В годы Второй мировой войны актриса не переставала сниматься. Самым интересным проектом стал «Задержите рассвет» (1941), ради которого де Хэвилленд пришлось преждевременно «впасть в старость» – история развивается на протяжении 30 лет. Чтобы вжиться в роль, Оливия использовала разные духи, подходящие для каждого возраста, меняла тембр голоса.

Роль в драме «Задержите рассвет» в 1946 году принесла актрисе первый «Оскар». К тому времени де Хэвилленд разорвала в судебном порядке отношения с Warner Bros., и историк Тони Томас отметил, что статуэтка стала символом длительной борьбы за право называться способной актрисой.

Ее первой работой вне контракта стала драма «Каждому свое» (1946) о женщине, которая отдает ребенка на усыновление, а потом до конца своих дней пытается искупить этот грех. Завершилось «золотое» время де Хэвилленд драмой «Моя кузина Рэйчел» (1952)

В 1964 году актриса исполнила две финальные главные роли в ее фильмографии: «Женщина в клетке» и «Тише… тише, милая Шарлотта». Последний проект с Оливией разделила ее лучшая подруга Бетт Дейвис. Он 7 раз номинировался на «Оскар».

Выбирать достойные роли становилось все труднее, росло количество актрис, и де Хэвилленд была вынуждена уйти на телевидение. Последовали передачи «Полуденное вино» (1966), «Кричащая женщина» (1972), сериал «Лодка любви» (1977-1987). Последний ее проект – «Женщина, которую он любил» (1988).

Выйдя на пенсию как актриса, де Хэвилленд осталась верна кинематографу. В 2003 году она появилась на премии «Оскар», чтобы объявить победителя, и в итоге сорвала овации на 6,5 минут.

В 2008 году 92-летняя Оливия получила из рук президента Джорджа Буша-младшего высшую профессиональную награду – Национальную медаль искусств. 2 года спустя удостоилась Ордена Почетного легиона, а накануне своего 101-го дня рождения – Ордена Британской империи и титула «дама». Де Хэвилленд не смогла присутствовать на церемонии в Букингемском дворце из-за состояния здоровья, поэтому награду ей вручили на дому в 2018 году.

1 июля 2019 года актриса отметила свой 103-й день рождения. Последние годы Оливия де Хэвилленд жила в Париже, читала книги, отвечала на письма поклонников по электронной почте. Секрет долголетия, по ее личным признаниям, заключается в любви, смехе и постоянной учебе. Или во вредности характера.

Личная жизнь

Оливию де Хэвилленд и Эррола Флинна называли самой красивой парой Голливуда, но они никогда не состояли в отношениях. Да, молодые люди питали друг к другу теплые чувства, но Флинн хотел сначала развестись с женой Лили Дамитой, а потом уже начать новую личную жизнь. Однако в 1937 году супруги помирились, и Оливия с Эрролом больше не возвращались к романтическим темам.

В июле 1938 года девушка нашла утешение в объятиях авиатора и режиссера Говарда Хьюза, в 1939-м встречалась с актером Джеймсом Стюартом, который сделал Оливии предложение, оставшееся без ответа. В 1941 году начались отношения с режиссером Джоном Хьюстоном, за которого актриса хотела выйти замуж.

26 августа 1946 года де Хэвилленд связала себя узами брака со сценаристом Маркусом Гудричем, брак продлился 6 лет. 27 сентября 1949-го у них родился сын Бенджамин. Актриса гордилась своим малышом, не прятала от фото, даже ненадолго оставила карьеру ради него.

Olivia and her beautiful daughter Gisele. Gisele turns 60 next month, the same month her mother turns 100. #OdeH100 #8days

В 19 лет мальчику поставили диагноз – лимфома Ходжкина. В 1991 году, в возрасте 42 лет, Бенджамин умер от болезни сердца.

2 апреля 1955 года де Хэвилленд вышла замуж за Пьера Галанте, редактора журнала «Paris Match». Спустя год у них родилась дочь Жизель. Супруги развелись в 1962-м, но еще 6 лет жили вместе, затем – по соседству, чтобы вместе воспитывать ребенка. Оливия оставалась с Пьером вплоть до 1998 года, когда он умер от рака легких.

Жизель не подарила матери внуков.

Отношения с сестрой Джоан у Оливии не ладились. В детстве девочки постоянно дрались, резали друг другу платья. Не улучшилась ситуация и в осознанном возрасте. Однажды Фонтейн сказала:

«Я первой вышла замуж, первой получила «Оскар», и, несомненно, умру первой – и сестра будет в бешенстве, когда поймет, что и тут я ее обошла!».

Джоан умерла в возрасте 96 лет.

Смерть

26 июля 2020-го стало известно о смерти актрисы. Оливия де Хэвилленд умерла на 105-м году жизни от естественных причин.

Звезда «Унесённых ветром» ушла из жизни на 105-м году жизни: Что разбило сердце великолепной Оливии де Хэвилленд

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Оливия де Хэвилленд прославилась своей ролью Мелани Гамильтон в фильме «Унесенные ветром» (1939) по одноимённому роману Маргарет Митчелл. Её тёмно-карие глаза и непревзойдённая улыбка позволили актрисе играть героинь, чей мягкий скромный добрый нрав противостоит злому сердцу отрицательного героя.

Отец Оливии, профессор Уолтер Хэвилленд прошел путь от академика до адвоката. Родилась будущая звезда в 1916 году в Токио. Мать Лилиан также была актрисой. В 1919 году семья поселилась в Калифорнии, хотя они должны были вернуться на родину, в Англию. Затем Уолтер уехал и вернулся в Японию, где женился на домработнице. Так, в самом нежном возрасте, Оливии пришлось познакомиться с тем, что является предательством самого близкого человека.

Оливия с детства проявляла незаурядные актёрские способности. Но вначале готовилась к карьере учительницы английского языка. По воле случая, она привлекла внимание режиссёра Макса Рейнхардта, который в итоге, снял её в своём фильме «Сон в летнюю ночь» (1935). Это был дебют де Хэвилленд на большом экране. Она сыграла вместе с Джин Мьюр, Джеймсом Кэгни, Микки Руни и другими великими актёрами.

Картина была выпущена на Warner Bros. Как было принято в то время, они подписали с де Хэвилленд семилетний контракт. Многие актёры тогда чувствовали себя стесненными старой студийной системой, их жизнь управлялась руководством студии на всех уровнях.

Оливия была зажата в рамки однотипных героинь с одномерными характерами. Никакого творческого роста и особого успеха такие роли, конечно, не обещали. И вот удача улыбнулась ей: де Хэвилленд получила роль Мелани Гамильтон в «Унесённых ветром». За свою потрясающую работу, которую оценили и зрители, и критики, одинаково восторженно, Оливия была номинирована на премию Оскар за лучшую женскую роль второго плана.

В 1940 году, во время исторического судебного процесса, Оливия получила свободу от студийных оков. Правда, Warner Bros. Хотели заставить её отработать ещё полгода, мотивируя это тем, что в карьере актрисы был простой. На что Оливия резонно возразила, что контракт был заключён на семь лет, а не на фактически потраченное время на работу.

Победа Оливии де Хэвилленд над большими боссами воодушевила на борьбу за избавление от фактического рабства студии, других актёров. До сих пор данный судебный прецедент называется «решением де Хэвилленд».

Оливия отправилась в свободное плавание. Конечно, это не избавило её от дальнейших разочарований в жизни, но она была свободна, а это было главным. В 1946 году Оливия вышла замуж за писателя Маркуса Гудрича и родила ему ребёнка. Параллельно, в это же время, Оливия заключает контракт с Paramount Pictures на три фильма. Действительно, теперь качество предлагаемых ей ролей значительно улучшилось и актриса смогла раскрыть свой талант в разноплановых персонажах.

Оглушительный успех в кинокарьере сопровождался огромным разочарованием в личной жизни. Муж ничего не желал делать и жил за счёт гонораров своей знаменитой жены. Сестра открыто и нещадно издевалась над Оливией. В 1953 году де Хэвилленд потеряла терпение, развелась с ним и осталась одна. Всю жизнь ей наступала на пятки младшая сестра, Джоан Фонтейн. Она была младше Оливии всего на год и тоже сделала карьеру актрисы. Истинные причины вражды довольно туманны, но к чести Оливии нужно сказать, что она никогда не реагировала на нападки Джоан, а вела себя как истинная леди.

Заявления в прессе, которые давала Джоан Фонтейн, тем временем, были не очень сестринскими. Она говорила, что Оливия ей якобы завидует, потому что Джоан везде и всегда первая: первая вышла замуж, первая родила ребёнка и первая получила Оскар. «Если я вдруг умру, она будет в ярости, ибо я опять буду первая!», – рассказывала Фонтейн. Оливия хранила холодное молчание. С 1975 года общение между сёстрами прекратилось вовсе.

В 1955 году Оливия вновь получает надежду на счастье — она выходит замуж за Пьера Галанте, исполнительного редактора Paris Match. Этот брак продлился без малого четверть века. Супруги воспитали дочь. Успех в карьере по-прежнему сопутствовал де Хэвилленд. Хотя она и решила оставить кино и переехала жить во Францию. В 1965 году она стала первой женщиной за всю историю Каннского кинофестиваля, которая возглавила жюри. У актрисы было много ярких запоминающихся ролей.

В 1988 году она сыграла в фильме «Женщина, которую он любил» – это её последняя актёрская работа. Оливия весьма разочарована кинематографом и заявляет, что «золотая» эра Голливуда давно закончилась и сейчас это просто коммерческий конвейер.

Второй брак Оливии был гораздо удачней первого. После развода они даже остались лучшими друзьями. Де Хэвилленд даже ухаживала за ним во время его тяжёлой продолжительной болезни. Ей пришлось пережить его смерть. Незадолго до этого Оливия оплакивала своего умершего сына.

Оливия де Хэвилленд без сомнения, сильная и смелая женщина, которую ничто не способно сломить. Не так давно в прессе были опубликованы её фотографии, где она едет на велосипеде. Этим она хотела показать, что останавливаться пока совсем не собирается.

В 2008 году Оливия получила Национальную медаль искусств, а в 2010 — орден Почётного легиона. В 2017 королева Елизавета даровала актрисе титул и она стала Дамой не только по духу. Де Хэвилленд — старейший человек, получивший от британской королевы титул.

Заголовки газет до сих пор пестрят именем знаменитой актрисы: пару лет назад она попыталась добиться через суд снятия с показа биографического фильма о себе. Ей не понравилось, как её там изобразили. Там роль Оливии сыграла Кэтрин Зета-Джонс. В конечном итоге, картина вышла неудачной. Недавно же «Унесённые ветром» объявили фильмом оскорбляющим достоинство и дискриминационным, в связи с протестами в США.

Десять лет назад её почти удалось уговорить поучаствовать в кинопроекте The Aspern Papers, продюсером которого был Джеймс Айвори, но тогда проект забросили и выпущен он был лишь в 2018 году. Напомним, что в июне стриминговый сервис HBO Max убрал с платформы фильм «Унесенные ветром» из-за спорных моментов, связанных с расовыми вопросами, на фоне протестов из-за смерти чернокожего Джорджа Флойда в результате задержания полицейскими.

В чём истинная причина вражды между сёстрами вы можете прочесть в другой нашей статье об Оливии де Хэвилленд заклятые сёстры: почему враждовали две звезды золотого века Голиивуда.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Мелани из «Унесенных ветром» – 104! Почему Оливия де Хэвилленд враждовала с сестрой и потеряла всех, кого любила

За годы карьеры артистка завоевала два «Оскара» и стала воплощением идеалов Голливуда. Однако репутация Оливии де Хэвилленд не была кристально чистой: десятилетиями в звездных кругах сплетничали о соперничестве актрисы с младшей сестрой Джоан Фонтейн.

Сложно поверить, но 1 июля Оливии де Хэвилленд исполняется 104 года. Долгожительница является одной из последних голливудских звезд «золотой эры» кино, а все ее коллеги из «Унесенных ветром» давно умерли от старости или тяжелых болезней.

Читайте также:  Модель Мелвнин - подборка фото

Судьба артистки полна ярких событий: заметные роли, премии «Оскар» и «Золотой глобус», насыщенная личная жизнь. Красной нитью через всю биографию Оливии тянется история ее вражды с младшей сестрой. В прошлом веке только ленивый не обсуждал серию скандалов между родственницами, конкурирующими как в борьбе за престижные кинонаграды, так и за любовь матери. На самом деле Джоан Фонтейн и Оливия де Хэвилленд ненавидели друг друга, или же это слухи, распущенные злопыхателями?

НАЧАЛО КАРЬЕРЫ И КОНКУРЕНЦИЯ С СЕСТРОЙ

Оливия Мэри де Хэвилленд появилась на свет в Токио в семье театральной актрисы Лилиан Рюз, известной под псевдонимом Лилиан Фонтейн, и адвоката, ведущего практику в Японии. Спустя год у супругов родилась вторая дочка, Джоан, однако этот факт не способствовал укреплению брака. В 1919-м де Хэвилленды развелись, и Лилиан перебралась с наследницами в Калифорнию. По одной из версий, мама и папа девочек расстались именно из-за желания Рюз вернуться в Америку.

Разведенная женщина поселилась в Саратоге и отдала дочек учиться в среднюю школу в Лос-Гатосе, а затем в католический монастырь для девочек. При этом дети брали уроки дикции, занимались балетом, играли на фортепиано. В гимназии Оливия начала участвовать в спектаклях любительского театра, однако ее мечты были связаны с профессией преподавателя английского языка. В 1934-м девушка поступила в колледж в Окленде, полагая, что займется филологией.

Театр Оливия не бросила, что в дальнейшем определило ее судьбу: выступление в постановке «Сон в летнюю ночь» увидел режиссер Макс Рейнхардт и пригласил актрису на подмостки «Голливуд-боул» в Лос-Анджелесе. Вскоре артистке предложили сняться в киноверсии пьесы, и она подписала пятилетний контракт со студией Warner Bros..

В том же 1935 году, но на несколько месяцев позже, на экране дебютировала младшая сестра де Хэвилленд, правда, под псевдонимом матери: ветвь первенства отхватила Оливия, и использовать одну фамилию с ней Джоан не хотела. Казалось, общая профессия могла сблизить родственниц, однако все произошло с точностью до наоборот — годами в кулуарах обсуждали вражду между Джоан Фонтейн и Оливией де Хэвилленд. Последняя не раз публично отрицала факт соперничества, хотя некоторые фразы из интервью доказывали, что в сплетнях было зерно правды.

«Моя сестра родилась львом, а я — тигром, и по закону джунглей они никогда не были друзьями», — заявила однажды Оливия.

Ранняя карьера де Хэвилленд была напрямую связана с Эрролом Флинном: вместе они снимались в картинах «Одиссея капитана Блада», «Атака легкой кавалерии», «Приключения Робин Гуда». Однако последующие роли «пустышек» в фильмах «Неприступная» и «Четверо — уже толпа» разочаровали актрису, она даже подумывала уйти из Warner Bros.. Реабилитироваться артистке удалось благодаря образу благородной Мелани Гамильтон в «Унесенных ветром», где ее партнерами по площадке стали Кларк Гейбл и Вивьен Ли. Впервые Оливию номинировали на «Оскар», однако тогда заветная статуэтка ей не досталась.

Студия вновь навязывала актрисе роли степенных девиц, вместо драмы, о которой та мечтала. Скандал с Warner Bros. вылился в судебный процесс, закончившийся победой Оливии. Ее стараниями влияние продюсеров ослабло, и у артистов появилось больше творческой свободы. Впоследствии звезды признавали, что Голливуд многим обязан смелой и упорной де Хэвилленд.

ГЛАВНЫЕ РОЛИ И НОВЫЕ СКАНДАЛЫ

В начале 40-х Оливию номинировали на «Оскар» за роль в ленте «Задержите рассвет», а ее младшую сестру — за образ, исполненный в «Подозрении» Хичкока. В итоге статуэтка досталась Джоан Фонтейн, что, по мнению критиков, еще больше увеличило пропасть между родственницами. Де Хэвилленд получила главную кинонаграду позже, зато дважды: в 1947-м за фильм «Каждому свое» и в 1950-м за «Наследницу». «Я подошла поздравить старшую сестру с победой. Она взглянула на меня, проигнорировала мою руку, схватила «Оскар» и укатила», — утверждала в мемуарах Фонтейн.

Затем таблоиды заговорили о перемирии между сестрами: их стали видеть вместе, казалось, войне пришел конец. Но после смерти матери в 1975-м отношения вновь испортились — де Хэвилленд не пригласила Джоан на панихиду. На церемонию Фонтейн смогла попасть, только когда пригрозила родственнице рассказать о ее неблаговидном поступке прессе.

«Я раньше вышла замуж и получила «Оскар», и если я умру первой, Оливия, несомненно, будет в ярости, потому что я и в этом обойду ее!» — заявила Джоан Фонтейн в конце 70-х.

К слову, предсказание сбылось: младшая сестра действительно скончалась раньше, в 2013-м. На похоронах де Хэвилленд прочла трогательную речь, отметив, как расстроена уходом из жизни близкого человека, и многие заключили, что история о кровной вражде была преувеличена.

Но вернемся к Оливии: ее карьера развивалась по нарастающей вплоть до ролей в лентах «Леди в клетке» и «Тише, тише, милая Шарлотта». В дальнейшем выбирать интересные амплуа становилось все сложнее, и, как многие коллеги, де Хэвилленд перешла на телевидение. Зрители увидели ее в сериалах «Лодка любви», «Детективы Агаты Кристи: простота убийства», «Север и Юг».

Последний проект с участием актрисы вышел в 1988-м — «Женщина, которую он любил». Однако звезда осталась преданной кинематографу: появлялась на светских мероприятиях, озвучивала фильмы. В 2008-м она получила Национальную медаль искусств, а на 101-й день рождения — титул «Дама-командор Ордена Британской империи».

Даже спустя годы история конфликта с сестрой продолжала преследовать актрису. В 2017-м состоялась премьера сериала «Вражда», повествующего о конкуренции между Бетт Дейвис и Джоан Кроуфорд, а также о ссорах Оливии де Хэвилленд и Джоан Фонтейн. Оливия была возмущена, как на экране Кэтрин Зета-Джонс изобразила ее «лицемеркой и сплетницей», а также тем, что в телефильме использовали «вымышленные» интервью. Де Хэвилленд подала на кинокомпанию в суд, однако иск отклонили, ссылаясь на Первую поправку и свободу слова в искусстве.

ЛЮБОВЬ И ОДИНОЧЕСТВО

В 30-е весь Голливуд шептался о том, как хорошо смотрятся вместе Оливия де Хэвилленд и Эррол Флинн. Поговаривали, актер даже хотел развестись с женой Лили, чтобы воссоединиться с партнершей по площадке, однако в итоге так и не ушел из семьи. Только десятилетия спустя Флинн признался в мемуарах, что был влюблен в Оливию, но у него не хватило духу начать все с чистого листа.

В 1938-м отвергнутая артистка нашла утешение в объятьях авиатора Говарда Хьюза, а затем поочередно крутила романы с Джеймсом Стюартом и режиссером Джоном Хьюстоном. Все они делали актрисе предложение, однако та ответила категоричным отказом.

Замуж Оливия вышла только в 1946-м, доверившись сценаристу Маркусу Гудричу. Через три года у пары родился сын Бенджамин, и де Хэвилленд на время оставила съемки, чтобы побыть с малышом. Наследник вырос и стал математиком, однако его жизнь оборвалась слишком рано: в 42 мужчина умер от лимфомы.

Уже в начале 50-х отношения Маркуса и Оливии дали трещину: Гудрич безумно ревновал актрису, вернувшуюся в профессию. Устав от постоянных скандалов, в 1953-м супруги развелись, а через два года де Хэвилленд вновь обрела любовь. Ее вторым мужем стал французский журналист Пьер Галанте. Вскоре после свадьбы артистка подарила избраннику дочь Жизель.

Неизвестно, почему и на этот раз брак звезды закончился разводом, так как Оливия отказывалась комментировать события личной жизни. Впрочем, расставание не поставило точку в отношениях Галанте и де Хэвилленд: в течение нескольких лет после расторжения союза они жили вместе, а затем по соседству, чтобы вдвоем воспитывать наследницу. Когда в 90-е Пьер серьезно заболел, бывшая жена ухаживала за ним, словно сиделка. Смерть журналиста в 1998-м стала для нее настоящей трагедией.

Очевидно, таков уж крест Оливии де Хэвилленд: долгожительнице пришлось наблюдать за тем, как все ее близкие, друзья и коллеги умирают. Артистку называют последней из голливудских див 30-х. Молодость, красота и талант дали актрисе возможность стать значимой фигурой в искусстве, но старость подарила ей лишь одиночество и болезни.

Актрисе из «Унесенных ветром» исполнилось 103 года: как сейчас живет Оливия де Хэвилленд

Оскароносный фильм «Унесенные ветром» вышел в далеком 1939 году. Именно в нем приобрела всемирную славу и популярность актриса, сыгравшая Мелани Гамильтон – Оливия де Хэвилленд. В 2019 году ей исполнилось 103 года. Актриса признается, что идея прожить целый век ей всегда нравилась. И этой цели она достигла с теми же легкостью и изяществом, какие были свойственны ее экранным героиням — нежным и благородным красавицам, рядом с которыми каждый мужчина мечтает быть джентльменом, рыцарем и защитником.

Дочь адвоката и актрисы

Оливия родилась 1 июля 1916 года в Токио. Ее мать была театральной актрисой, выступавшей под псевдонимом Лилиан Фонтейн, а ее отец – адвокат, британского происхождения, работающий в Японии. Год спустя в семье родилась младшая сестра Оливии – Джоан.

Несмотря на то, что местом рождения обеих девочек стал Токио, ни они, ни их родители не имеют никакого отношения к японской нации. Так сложились обстоятельства, что родители жили и работали в этом городе, а позднее здесь же заключили брак и родили детей.

Беззаботное детство в полной семье продолжалось недолго. Девочки часто болели и врачи считали, что причиной тому — неподходящий климат. Мать Оливии настаивала на переезде в США, отец не поддерживал такого решения. В 1919 родители актрисы развелись, мать с дочками остались в американском городе Саратога, недалеко от Сан-Франциско, а отец уехал обратно в Японию.

Католическая школа, колледж

После переезда в Америку в 1922 году Оливия поступила в гимназию в Саратоге. Ей легко давалось обучение, нравились уроки чтения, рисования и другие творческие дисциплины. Позднее она перешла в среднюю школу Лос-Гатос, где также с удовольствием училась. Появились и новые увлечения, среди которых — школьный драматический кружок и хоккей на траве. По признанию самой актрисы, она всегда мечтала стать учителем английского языка и литературы.

Размеренную и спокойную жизнь Оливии и ее сестры Джоан разрушил новый супруг их матери – Джордж. Он был строгим и жестким человеком, часто наказывал девочек. В результате, в семье обострились отношения, возникла ненависть между падчерицами и отчимом.

Особенно остро стоял вопрос увлечения театром Оливией. Отчим не одобрял посещения ею драматического кружка и выступления на сцене театра. Начинающая актриса уже сыграла несколько главных ролей в любительских постановках («Гензель и Гретель», «Венецианский купец» и «Алиса в стране чудес»), когда ее утвердили на главную роль в спектакле «Гордость и предубеждение». Это и стало началом разрыва отношений. Отчим поставил ультиматум, либо Оливия отказывается от участия в школьном драматическом кружке, либо уходит из родительского дома. Начинающая актриса выбрала 2 вариант и ушла.

Несмотря на размолвки в семье, ей удалось закончить католическую школу и в 1934 году поступить в колледж Mills, расположенный в Окленде, Калифорния. Здесь она обучалась по программе учителя английского языка. Оливия не бросила увлечение театром и продолжила выступления на любительской сцене колледжа. Здесь в спектакле «Сон в летнюю ночь» ее заметил режиссер Макс Рейнхардт.

45 работ и 20 главных ролей

Дебют Оливии де Хэвилленд на профессиональной сцене состоялся в спектакле «Сон в летнюю ночь», поставленном на сцене Голливуд-боул. Главная актриса и ее дублерша внезапно отказались продлевать контракт, и режиссер срочно искал замену. Тут ему на глаза и попалась Оливия, игравшая в одноименном спектакле на любительских подмостках.

В 18 лет девушка прервала свое обучение в колледже и подписала контракт с Warner Bros. Она должна была сняться в роли Гермии в киноверсии «Сна в летнюю ночь» и совершить турне в поддержку фильма. Стартовая зарплата актрисы составила 200$ в неделю.

Далее последовало несколько малозначимых ролей благовоспитанных девиц. И уже спустя несколько лет Оливии достается одна из главных ролей в «Унесенных ветром». Несмотря на успех и признание фильма во всем мире, сама актриса не была удостоена премии Оскар за свою работу. Эта награда нашла ее позднее – в 1947 и 1950 годах за лучшие женские роли в фильмах «Каждому свое» и «Наследница».

Однако, «Унесенные ветром» сыграли другую роль в ее жизни. После этой картины актриса приняла твердое решение не сниматься больше в подобных образах. Киностудия не поддержала такого решения. Оливия проявила упорство и отказалась работать до завершения контракта. После того, как условия договора были нарушены представителями киностудии, девушка подала на них в суд и путем долгих судебных разбирательств выиграла дело. Эта ситуация известна под названием «Прецедент де Хэвилленд» или «Отмена актерского рабства». С этого момента актеры смогли самостоятельно выбирать себе роли, не учитывая мнение киностудий.

После суда актерская карьера де Хэвилленд продолжилась в сотрудничестве с Paramount. Здесь ее актерские данные были оценены более широко. К примеру, в «Темном зеркале» она сыграла близнецов с разными характерами, а в «Змеиной яме» перевоплотилась в пациентку психиатрической клиники. Последняя роль принесла актрисе награду на Венецианском кинофестивале.

Последнюю свою роль она сыграла в 1988 году в фильме «Женщина, которую он любил». По решению самой Оливии больше участия в съемках она не принимала.

Ее мужья

Официально де Хэвилленд вступала в брак дважды. Первым ее мужем стал писатель Маркус Гудрих. Они прожили вместе всего 8 лет, однако успели родить сына. Он стал математиком, скоропостижно ушел из жизни в 42 года от серьезного заболевания.

В 1955 Оливия снова пошла под венец, ее избранником стал журналист французского происхождения – Пьер Галанте. Они прожили вместе до 1979, родили дочь, но все же развелись. Супругам удалось сохранить дружеские отношения: в 1988 году Пьер скончался от рака, а Оливия стала его добровольной сиделкой.

Жизнь в одиночестве

Последние 10 лет Оливия де Хевилленд редко появляется на публике. Несколько раз в год ее можно увидеть в качестве специального гостя на торжественных мероприятиях. Она предпочитает затворническую жизнь в своем доме.

У нее не осталось никого из близких, она пережила всех своих мужей, детей и сестру. Сама Оливия считает, что такое положение вещей противоестественно, но такова Божья воля, и она не смеет ей перечить.

Не унесенная ветром: 102-летняя Оливия де Хэвилленд пережила всех партнеров по фильму

Говорят, актеры жутко не любят играть смерть. Есть даже целый ряд ритуалов для таких случаев: например, встать из фальшивого гроба и показать язык оператору. Или подарить всем, кто участвовал в трагической сцене, спиртное, а самому его не пить.

Так или иначе, но именно Оливия де Хэвилленд, чья героиня умирала по сюжету, надолго пережила Вивьен Ли, Кларка Гейбла и Лесли Говарда — своих партнеров по легендарному фильму «Унесенные ветром».

Возможно и потому, что, в отличие от троих других, чьи судьбы мистически совпали с персонажами, Оливия ничуть не походила на кроткую простушку Мелани Уилкс. Она, безусловно, шла по жизни как Скарлетт, презирая общепринятые правила.

Противная старшая сестра


Лесли Говард (Эшли), Оливия де Хэвилленд (Мелани). Кадр из фильма «Унесенные ветром»
Оливия, родившаяся 1 июля 1916 года, была первенцем у английского адвоката, работавшего в Японии, и его супруги, театральной актрисы. Через год родилась сестра Джоанн. Младшая была очень симпатичной, талантливой, наконец она тоже стала актрисой и даже первой из сестер получила «Оскара», но любимицей и надеждой матери была только Оливия.

Доходило до того, что старшенькой покупали все новое, а младшая была вынуждена это донашивать. Все бы ничего, только вредная Оливия периодически резала свои устаревшие туалеты ножницами, а бедной Джоанн приходилось их сшивать.

Любопытно, что они пытались поздравить друг друга с получением «Оскара», но и та, и другая в момент вручения заветной статуэтки сделали так, чтобы оказаться вне зоны доступа для собственной сестры. С возрастом Оливия и Джоанн окончательно перестали разговаривать и видеться, а ведь Джоанн Фонтейн дожила до 96 лет!

В 30-е годы партнером Оливии по фильмам часто становился красавец и секс-символ Эррол Флинн. Да и Оливия, безусловно, была настоящей кинодивой, одной из королев Голливуда.

Оливия де Хэвилленд и Эррол Флинн в фильме «Одиссея капитана Блада», 1935 год. Источник: wikimedia.org

Между тем ей часто предлагали роли «степенных девиц», и одной из них стала скромная и беззаветно любящая Мелани Уилкс в «Унесенных ветром».

Детство сестёр Де Хэвилленд и их знаменитая мать Лилиан Фонтейн

Отцом девочек был Волтер Де Хэвилленд — преуспевающий адвокат, кузен знаменитых авиаторов Джеффри и Хереварда Де Хэвилленд. Мать — актриса, которая в девичестве носила имя Лилиан Аугуста Рюз, а известной стала как Лилиан Фонтейн.

И Волтер, и Лилиан были англичанами, но по долгу службы отца семейства находились длительное время в Токио, где и родились их дочери Оливия — в 1916 году и Джоан — в 1917-м.

Читайте также:  Дочь Ван Дамма Бьянка - фото, инстаграм и личная жизнь

Далее эта история напоминает сказку про Золушку-Джоан, у которой была злая мать-ехидна и высокомерная старшая сестрёнка, которая не желала делиться платьями, игрушками и вниманием родителей. Только всё это происходило в «системе координат» самой Джоан.


Семья Де Хэвилленд с маленькой Оливией и домашней прислугой / Лилиан Фонтейн

Лилиан, всё ещё не оставившая своих актёрских амбиций, рожала два года подряд. Предположительно красавчик Волтер в это время завел интрижку с одной из японок, которые прислуживали в их доме в Токио. Это похоже на правду, потому как после развода с первой супругой он на ней и женился.

Отношения между супругами разладились еще до рождения Джоан, которая ещё, как назло, оказалась очень болезненной девочкой, что раздражало и без того расшатанную психику Лилиан. Наверное, это передалось детям. А потому старшая Оливия, родившаяся в любви, получала больше внимания и новые платья, а Джоан — остатки и того, и другого.

Очень скоро Лилиан такая жизнь надоела и под предлогом рекомендации врача и заботы о болезненной Джоан она увезла дочерей туда, где потеплее — в Калифорнию. Домой в Британию с её дождливым климатом возвращаться не хотелось, да и, потом, Лилиан всё еще хотела быть актрисой. Поселиться вблизи Голливуда — оказалось идеальным вариантом.

Великолепная четверка


Вивьен Ли, Лесли Говард, Оливия де Хэвилленд в фильме «Унесенные ветром»
Судьба гениальных произведений всегда исполнена мистики. Судите сами. Лесли Говард (Эшли Уилкс) был действительно «унесен ветром». 1 июня 1943 года британский актер, выходец из венгерских евреев Штайнеров, сел в самолет Лиссабон-Лондон. Он спешил к жене и детям. Над Бискайским заливом лайнер был атакован немецким истребителем. От сгоревших в воздухе пассажиров не осталось даже праха.

Кларк Гейбл (Ретт Батлер) не испытал счастья быть отцом, как и его знаменитый герой. У Гейбла была внебрачная дочь от одной из актрис, но девушка не знала, кто ее отец, а Гейбл видел дочурку один раз и не смел ей ни в чем признаться. Его единственный сын родился только после смерти актера, последовавшей в 1960 году.

Вивьен Ли (Скарлетт О’Хара) имела ирландские корни, ее первый брак был как две капли похож на брак Скарлетт с Фрэнком Кеннеди. Муж, серьезный адвокат, на 13 лет старше жены, был в недоумении: почему его супруга, мать очаровательной маленькой Сюзанны, так рвется из домашних стен. Полюбив гениального актера Лоуренса Оливье, Вивьен презрела общественное мнение, они стали жить вместе, не получив развода от своих супругов. Но эта любовь не принесла полного счастья актрисе. Ее силы подтачивали душевная болезнь и туберкулез. В конце концов Оливье с ней развелся. Труп актрисы нашел партнер Ли по сцене. Это случилось 8 июня 1967 года. Скарлетт всех времен и народов остывала на полу своей спальни.

Мелани Уилкс по книге и по фильму всех любит, всем прощает, всем жертвует и в конце концов, надорвавшись от такой жизни, умирает. Но Оливия де Хэвилленд была далеко не такой.

Кинокарьера

Обладательницей премии «Оскар» актриса Оливия де Хэвилленд наконец-то стала в 1946 году. Этой чести она удостоилась благодаря картине «Каждому свое», в этой мелодраме звезда воплотила образ отважной и решительной Жозефины Норрис. Во второй раз «Оскар» был вручен актрисе в 1949 году, так высоко была оценена ее роль в драме «Наследница». В этом фильме де Хэвилленд сыграла Кэтрин, девушку с непростой судьбой. Ее героиня – наследница огромного состояния, проживающая вдвоем со сварливым отцом, который постоянно отпугивает претендентов на ее руку и сердце и убеждает дочь в том, что все они охотятся за ее деньгами.

«Моя кузина Рэйчел», «Гордый бунтарь», «Аэропорт 77», «Эта леди», «Свет на площади», «Тише… тише, милая Шарлотта», «Пятый мушкетер» — лишь некоторые из известных кинолент с участием Оливии.

Отдельно стоит упомянуть детективную драму «Анастасия: Загадка Анны», увидевшую свет в 1987 году. В этой картине звезда «Унесенных ветром» блестяще сыграла вдовствующую императрицу Марию Федоровну. «Эмми», «Золотой глобус» — престижные награды, которых она удостоилась благодаря этой роли. В 1988 году «Мелани Уилкс» официально простилась с кинематографом, «Женщина, которую он любил» стала последнией картиной, в которой она сыграла.

Выигранный процесс и личная жизнь

В истории Голливуда навсегда остался судебный процесс, который юристы теперь называют «прецедентом де Хэвилленд». В 30-х годах прошлого века даже звезды находились в творческом рабстве у своих студий. Подписал контракт – играй что дают. Именно поэтому Кларк Гейбл, искренне ненавидевший роль Ретта Батлера, был вынужден его играть и устраивал скандал на съемках по каждому поводу. Однажды он даже объелся лука перед сценой поцелуя с Вивьен Ли.


Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Так вот, Оливия, узнавшая, что ей «милостиво» продлили контракт на полгода, затеяла тяжбу и выиграла процесс. Ей были благодарны все актеры, даже собственная сестра Джоанн. Почувствовав свободу, Оливия наконец все чаще номинируется на «Оскар» и в 1947 и 1950 годах получает престижную золотую статуэтку.

В это время у нее было много романов, в том числе со знаменитым полусумасшедшим миллионером-авиатором Говардом Хьюзом. Замуж красавица Оливия первый раз вышла только в 1946 году, ей было уже 30. Ее супругом стал писатель, а сын Бенджамен был ученым-математиком. К сожалению, в 42 года он умер от рака.

В 1955 году Оливия, над красотой которой годы были не властны, снова вышла замуж, за французского журналиста. В этом браке у нее появилась дочь. Несмотря на развод, тут уж Оливия проявила все качества Мелани Уилкс. Она преданно ухаживала за бывшим супругом, который тоже, увы, скончался от рака. Сейчас последняя из настоящих кинодив Голливуда живет в Париже. К своим многочисленным наградам в 2017 году она прибавила титул «Дама-коммандор Ордена Британской империи». А ее глаза лучатся таким же неземным светом, которым озаряла мир скромная американка Мелани Гамильтон Уилкс.
В 2008 году 92-летней де Хэвилленд президент США Джордж Буш-мл. вручил Национальную медаль США в области искусств. Источник: wikimedia.org

Биография

Оливия де Хэвилленд – одна из самых востребованных актрис «золотой эры» Голливуда. Вместе с Вивьен Ли и Кларком Гейблом она привела мелодраму «Унесенные ветром» к триумфу, завоевав 8 статуэток «Оскар». Сейчас де Хэвилленд почивает на лаврах былой славы.

Оливия Мэри де Хэвилленд родилась 1 июля 1916 года в столице Японии – Токио, однако к Востоку девушка не имеет никакого отношения. Родители Уолтер де Хэвилленд и Лилиан Фонтейн (в девичестве Русе) родом из США и Великобритании, познакомились в Японии, где отец Оливии трудился профессором английского языка. Мать – актриса.

22 октября 1917 года в семье появилась вторая дочь – Джоан де Бовуар де Хэвилленд, известная в кинематографе как Джоан Фонтейн. По праву рождения сестры были гражданками США.


Оливия де Хэвилленд в детстве с родителями

Девочки часто болели, и Лилиан убедила мужа переехать в Великобританию – страну с более подходящим климатом. В 1919 году в Сан-Франциско, Калифорния, у Оливии проявился тонзиллит, а Джоан подхватила воспаление легких. Мать приняла волевое решение остаться в США. Семья поселилась в деревне Саратога, в 80 км к югу от Сан-Франциско. Уолтер бросил жену и детей и вернулся в Токио.

Сестры росли в творческой атмосфере. Оливия с 4 лет занималась балетом, с 5 играла на фортепиано, к 6 годам умела читать и декламировала сонеты Уильяма Шекспира, чтобы развить дикцию. В раннем периоде биографии Джоан начала называть сестру Ливви. Это прозвище закрепилось за актрисой на всю жизнь.


Оливия де Хэвилленд и Джоан Фонтейн

В 1922 году Оливия поступила в местную гимназию. Она преуспевала в учебе, любила читать, писала стихи, рисовала. В средней школе Лос-Гатос развивала красноречие, играла в хоккей на траве, посещала драматический кружок и мечтала стать учителем английского языка.

Размеренную тихую жизнь трех женщин разрушил новый супруг Лилиан – Джордж Милан Фонтейн. Он строго обходился с девочками, чем заслужил их ненависть и обострил ситуацию в семье.

В 1933 году де Хэвилленд дебютировала в любительском театре, сыграв главную роль в спектакле «Алиса в стране чудес». В числе других работ – «Гензель и Гретель», «Венецианский купец».


Оливия де Хэвилленд в спектакле «Алиса в стране чудес»

Страсть девушки к драме привела к конфликту с отчимом. Он запретил ей участвовать во внеклассной деятельности. Когда Фонтейн узнал, что Оливии досталась главная роль в школьной постановке по роману Джейн Остин «Гордость и предубеждение», то поставил падчерице ультиматум: отказаться и жить в мире либо уйти из дома. Не желая подводить школу и одноклассников, де Хэвилленд выбрала второй вариант.

После окончания школы в 1934 году девушка поступила в колледж Mills в Окленде, Калифорния, по стипендии учителя английского языка.


Оливия де Хэвилленд в молодости

Оливия не бросила театр. Ее выступление в постановке «Сон в летнюю ночь» по Уильяму Шекспиру заметил австрийский режиссер Макс Рейнхардт. Он предложил американке роль дублера Гермии в том же спектакле, но на сцене «Голливуд-боул». За неделю до премьеры главные исполнительницы покинули проект, и роль досталась 18-летней Оливии.

Вдохновленный Рейнхардт предложил де Хэвилленд отправиться с ним в турне. В поездке режиссер узнал, что Warner Bros. хотят снять киноверсию «Сна в летнюю ночь». Безусловно, роль Гермии предложили Оливии. Все еще мечтая стать учителем, девушка сомневалась, но в 1934 году подписала 5-летний контракт с кинокомпанией со стартовой зарплатой $200 в неделю.

Мэгги Смит (Maggie Smith)

  • «Комната с видом», «Калифорнийский отель», «Аббатство Даунтон», все части «Гарри Поттера»

В это трудно поверить, но британская актриса Мэгги Смит, которая до сих пор радует нас чудесными ролями, родилась в далеком 1934 году. За свою долгую карьеру она дважды была удостоена Оскара, а в 80-х годах прошлого столетия, ее посвятили в рыцари Британской империи. Эта сильная женщина смогла побороть рак и продолжить сниматься. Болезнь настигла ее во время съемок шестой части Гарри Поттера, где она играла Минерву Макгонагалл. Несмотря на преклонный возраст Мэгги продолжает вести активный образ жизни, занимается благотворительностью и воспитывает пятерых внуков

Ирина Скобцева

  • «Война и мир», «Я шагаю по Москве», «Сережа», «Тридцать три»

Ирина Скобцева – не только актриса-долгожитель, но и мать известного российского режиссера Федора Бондарчука. Она родилась в 1927 году, и до 2020 года ее можно было увидеть в многочисленных сериалах и картинах, снятых ее сыном. Пик ее славы пришелся на 1950-е годы. После этого она вела курс во ВГИКе вместе с супругом Сергеем Бондарчуком. Нередко Ирину называют одной из самых аристократичных актрис советского экрана.

Звезда «Унесенных ветром» Оливия де Хэвилленд умерла в 104 года. Ее история

Имя Оливии де Хэвилленд увековечено в кинематографе благодаря роли в «Унесенных ветром». Однако этот фильм был не единственной известной работой актрисы.

Помимо этого, ее блистательная карьера в Голливуде была отмечена успешной борьбой с киностудиями, загонявшими актеров в кабальные контракты. 104-летняя актриса скончалась в воскресенье в своей парижской квартире.

Она считалась одной из последних живых звезд Золотого века Голливуда. Публицистка актрисы Лиза Голдберг сделала официальное заявление о смерти Оливии.

Компания «Профпереклад» подготовила перевод материала.

Де Хэвилленд обладала классической голливудской красотой и всеми качествами актрисы большого экрана. Ее имя и положение говорили о принадлежности к аристократическим кругам мира кинематографа.

Оливия де Хэвилленд в роли Мелани Гамильтон на рекламном фото фильма «Унесенные ветром» (1939). Фото: Amapa/Reuters

Правда, на заре карьеры ее отнесли к типажу целомудренной, степенной девицы, но это не помешало ей позднее заполучить более серьезные, драматические роли. За свою работу в Голливуде она была удостоена пяти номинаций на премию «Оскар» и дважды выиграла заветную статуэтку – за фильмы «Каждому свое» (1946) и «Наследница» (1949).

Де Хэвилленд в «Наследнице» (1949), одном из двух фильмов, принесших ей премию «Оскар». Партнерами актрисы по фильму стали Монтгомери Клифт (в центре) и Ральф Ричардсон. Фото: Paramount Pictures, Everett Collection

Не в последнюю очередь эти роли достались ей благодаря решимости, которую она сполна продемонстрировала в борьбе с киностудиями. Выиграв битву, ознаменовавшую переход Голливуда в новую, современную эпоху, Оливия очень удивила мастодонтов кинематографа. От хрупкой девушки с кротким личиком никто не ожидал подобного упорства.

Опыт у нее был. Десятью годами ранее актриса с достоинством отстаивала свои интересы на съемках «Унесенных ветром», не испугавшись «звездности» своих партнеров по фильму – Кларка Гейбла, Вивьен Ли и Лесли Говарда.

В прошлом месяце этот известнейший шедевр мирового кинематографа временно изъяли со стриминговой платформы HBO Max, а затем вернули, снабдив фильм пояснительной табличкой. В пояснении сказано, что плантация в Джорджии показана в кинокартине как «мир изящества и красоты, не связанный с жестокостью рабовладельческой системы, на которую этот мир опирался в те времена» .

В «Унесенных ветром» Оливия де Хэвилленд исполнила роль Мелани Гамильтон-Уилкс, невесты, а впоследствии и жены Эшли Уилкса (Лесли Говард). Она раскрыла образ образованной, изящной женщины, сыграв на контрастах – застенчивая, благородная и порой слишком уж всепрощающая Мелани против бойкой и пылкой Скарлетт О’Хара (Вивьен Ли), часто проявлявшей ядовитую зависть.

Игра Де Хэвилленд принесла ей номинацию на премию «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, но, увы, награда досталась другой актрисе – Хэтти Макдэниел, сыгравшей роль Мамушки, чернокожей няньки-рабыни Скарлетт. Вивьен Ли достался Оскар за лучшую женскую роль.

Де Хэвилленд (слева) с Лесли Говардом и Вивьен Ли в фильме «Унесенные ветром». Фото: MGM, Everett Collection

Поначалу режиссером «Унесенных ветром» был Джордж Кьюкор, работавший на студию MGM (позднее его заменил Виктор Флеминг). Когда Кьюкор пригласил Оливию попробоваться на роль Мелани, у нее был контракт с Warner Bros. Роль она получила, но ей пришлось буквально умолять тогдашнего президента киностудии Джека Вагнера «одолжить» ее конкурирующей студии для работы над фильмом.

Работа с Эрролом Флинном

К тому моменту Оливия уже была состоявшейся актрисой студии Warner. За ней числилось порядка 20 фильмов и сотрудничество с известнейшим режиссером Майклом Кёртисом. Самыми известным ее работами были приключенческие костюмированные драмы в паре с Эрролом Флинном: «Одиссея капитана Блада» (1935), «Атака легкой кавалерии» (1936) и «Приключения Робин Гуда» (1938).

Де Хэвилленд и Флинн были до того популярной экранной парой, что в Голливуде начали поговаривать об их романе. Эти слухи подогревались репутацией Флинна – актер нередко соблазнял своих партнерш по фильмам и был якобы увлечен Оливией . В любом случае, слухи не подтвердились. Позднее Де Хэвилленд признала, что была влюблена во Флинна, но «обстоятельства» помешали им закрутить роман (Флинн был женат, когда они познакомились). «Он так несносен, но так мил», – говорила она.

Фото: Warner Bros. Pictures, Photofest

В 1935 году актриса подписала контракт со студией Warner на семь лет, как раз на волне славы после роли Гермии в постановке «Сон в летнюю ночь» Макса Рейнхардта. (Годом ранее она выступила с той же ролью на профессиональной театральной сцене.)

После успеха в «Унесенных ветром» она вернулась в Warner, ожидая более серьезных и сложных ролей, но студия не торопилась предлагать ей подобные проекты.

Шарль Буайе и Оливия де Хэвилленд в фильме «Задержите рассвет» (1941). Фото: John SpringerCollection/Corbis via Getty Images

Исключением стала картина «Задержите рассвет» (1941) – Де Хэвилленд играет школьную учительницу-американку, которую пытается соблазнить коварный мигрант из Европы с целью получить гражданство через брак (Шарль Буайе). Эта роль принесла ей еще одну номинацию на премию «Оскар». Однако на этот раз Оливия проиграла своей сестре, Джоан Фонтейн, которой и досталась статуэтка за роль в фильме «Подозрение». После этого отношения между сестрами заметно охладели. (Фонтейн и Де Хэвилленд – единственные сестры, получившие «Оскар» за лучшую женскую роль. Их семейное противостояние было признано жесточайшим в истории Голливуда .)

Актриса продолжала получать невнятные «искусственные» роли. На ее жалобы дирекция киностудии ответила, что серьезная игра от нее не требуется – достаточно хорошо смотреться в кадре. Однако они недооценили ее упорство. Оливия начала отказываться от ролей, которые считала ниже своего достоинства. Дирекция ответила ей тем же, отстранив от работы на полгода. Когда срок ее контракта истек, в студии продолжали настаивать, что из-за отстранения она должна отработать на Warner еще полгода.

Де Хэвилленд подала на киностудию в суд. Разбирательство тянулось полтора года, но Давид все же победил Голиафа: в 1945 году Верховный суд штата Калифорния вынес решение в пользу актрисы. Согласно этому решению, ни одна киностудия больше не могла продлить контракт с актером на свое усмотрение без достаточных оснований .

Читайте также:  Дафни Селф - подбортка фотографийи

После суда Де Хэвилленд возобновила актерскую карьеру и снялась в четырех фильмах подряд. Все они вышли в 1946 году. В одном из них («Темное зеркало») она сыграла близняшек – добрую и злую. В оскароносной картине «Каждому свое» ей досталась роль незамужней молодой матери, которая была вынуждена отказаться от своего ребенка, когда его отец, военный пилот и герой Первой мировой войны, был убит в бою.

Де Хэвилленд также была номинирована на «Оскара» за игру в фильме «Змеиная яма» (1948), где она сыграла юную девушку с психическим заболеванием. По словам самой актрисы, это была одна из ее любимых ролей. Фото: 20th Century Fox

Портрет сумасшедшей

Вскоре Оливия отважилась на одну из самых сложных своих ролей в фильме «Змеиная яма» (1948). Она играла молодую женщину с психическим расстройством, которую отправляют в сумасшедший дом. Режиссером фильма стал Анатоль Литвак, бесстрашно показавший на экране течение заболевания и доступные в то время методы лечения – от наркотических средств до электрошока. Де Хэвилленд была номинирована на «Оскара» за лучшую женскую роль, но не выиграла.

В следующем году она получила вторую золотую статуэтку за свою работу в «Наследнице» режиссера Уильяма Уайлера. В основу сценария легла адаптация бродвейской пьесы Рут и Огастуса Гётц по мотивам «Вашингтонской площади» Генри Джеймса. Оливия сыграла застенчивую девушку, страдающую от деспотичного отца, старавшегося таким образом защитить дочь от жестокостей мира. В роли отца выступил Ральф Ричардсон.

Эта роль стала одной из любимых ролей актрисы. «Больше всего я люблю “Змеиную яму”, “Наследницу” и, конечно же, “Унесенных ветром”», – рассказала Оливия в интервью в 1964 году.

А вот Голливуду повезло меньше в плане любви. В 50-х гг. актриса потрясла общественность окончательным переездом в Париж с новым мужем, хоть и сохранила американское гражданство.

« Голливуд стал разочарованием для Оливии. От этого города начало отдавать душком разложения», – написал Уильям Стадием в досье актрисы для Vanity Fair в 2016 году.

Де Хэвилленд с отцом, Уолтером де Хэвиллендом, 1952 г. Фото: Associated Press

Семья Оливии

Оливия Мэри де Хэвилленд родилась в Токио 1 июля 1916 года в семье британцев. Ее отец, Уолтер, был двоюродным братом авиаконструктора-первопроходца Джеффри де Хэвилленда и возглавлял фирму патентных юристов, хотя сам юристом не был.

В 1919 году мать Оливии, Лиллиан де Хэвилленд, преподаватель ораторского искусства, переехала в Калифорнию вместе с Оливией и ее младшей сестрой Джоан. Женщины поселились в городке Саратога неподалеку от Сан-Франциско. Де Хэвилленды развелись, и Лиллиан вышла замуж за Джорджа Фонтейна, директора универмага. (Сестра Оливии, Джоан, в профессиональной деятельности выступала под фамилией отчима.)

Оливия де Хэвилленд дважды была замужем, и оба брака окончились разводом. В 1946 году она вышла за романиста, сценариста и журналиста Маркуса Гудриха. У них родился сын Бенджамин. Пара развелась в 1952 г., а в 1955 г. Оливия вступила в брак с Пьером Галанте, автором военных историй и редактором журнала Paris Match. В этом браке она родила дочь Жизель и развелась в 1979 году. Сын Оливии умер в 1991 году после длительной борьбы с лимфогранулематозом.

До первого замужества у актрисы были романы с Джеймсом Стюартом, Говардом Хьюзом и режиссером Джоном Хьюстоном – с последним она повторно встречалась какое-то время после первого развода. По ее словам, она даже отказала юному Джону Ф. Кеннеди – тот ухаживал за ней после окончания службы на торпедном катере во время Второй мировой войны .

Ее дочь Жизель Галанте Чулак еще жива. Джоан Фонтейн скончалась в 2013 в возрасте 96 лет.

Де Хэвилленд (в центре) учит греческий национальный танец в 1955 г. Фото: Associated Press

Париж зовет

Даже перебравшись в Париж, Оливия все равно оставалась «творением» Голливуда. Впрочем, это не мешало ей снова попробовать себя в театре. В 1951 году она неплохо выступила на Бродвее в недолговечной постановке «Ромео и Джульетта», сыграв главную героиню и снискав одобрение критиков.

В 1952 году она вернулась на Бродвей в пьесе Бернарда Шоу «Кандида». Ее последний выход на сцену состоялся в 1962 году – в паре с Генри Фордом актриса сыграла в адаптации Гарсона Канина «Дар времени» по мотивам романа Лал Такер Вертенбейкер «Смерть человека» (в романе говорится о последних днях жизни мужа писательницы, скончавшегося от рака).

Однако кинематограф не отпускал актрису. В 1952 году Оливия сыграла главную роль в фильме «Моя кузина Рэйчел» по мотивам бестселлера Дафны дю Морье. Этот фильм также стал голливудским дебютом Ричарда Бертона – он изображал сына главного героя, верившего, что его привлекательная молодая мачеха может быть способна на убийство.

К началу съемок картины «Свет на площади» (1962), где актриса играла мать красивой, но умственно отсталой девушки, у Де Хэвилленд уже было на счету порядка 40 фильмов. Она по-прежнему жила в Париже, практически выйдя на пенсию. Она даже написала книгу под названием «У каждого француза есть печень» – сборник коротких рассказов о наблюдениях за жизнью во Франции. Книга была опубликована в 1962 году.

После этого актриса снялась буквально в нескольких фильмах. Ей уже было за сорок, предложений поступало все меньше. Большую часть ролей она отвергала, поскольку они казались ей слишком «сексуально раскованными».

Оливия де Хэвилленд на 75-й церемонии вручения премий «Оскар» в 2003 г. Фото: KevorkDjansezian/Associated Press

Однако среди не слишком приличных ролей она все же нашла одну, которая пришлась ей по вкусу. Это был фильм «Тише, тише, милая Шарлотта» (1964), где актриса выступила в паре с Бетт Дейвис, голливудской легендой, чья звезда тоже клонилась к закату. Фильм представлял собой слабенький отголосок уже известной мелодрамы «Что случилось с Бэби Джейн?». В нем рассказывалось о женщине с деменцией (Бетт Дейвис) и коварной родственнице, приехавшей «досмотреть» тетушку (Де Хэвилленд, заменившая Джоан Кроуфорд после начала съемок).

С середины 60-х гг. Оливия снималась в основном в эпизодических ролях: сериал «Лодка любви»; телевизионный фильм «Королевский роман принца Чарльза и Дианы» (1982), где она сыграла королеву-мать; и мини-сериал «Корни: следующие поколения» (1979). За роль русской императрицы в мини-сериале «Анастасия: Загадка Анны» (1984) актриса получила «Золотой глобус» и была номинирована на «Эмми».

В 1965 году она стала первой женщиной, возглавившей жюри Каннского кинофестиваля.

В большой кинематограф Де Хэвилленд возвращалась крайне редко. Одной из таких работ стал невероятно успешный фильм-катастрофа «Аэропорт-77» (1977). Последней голливудской работой актрисы стала роль матери Людовика XIV в фильме «Пятый мушкетер» (1979).

Фото: Universal Pictures, Photofest

Однако даже в свои восемьдесят она не оставляла идею вернуться на съемочную площадку. В 2003 году она была одной из ведущих на церемонии вручений «Оскара». Она начитывала закадровый текст для документального фильма «Я лучше помню, когда рисую» (2009) о позитивном влиянии арт-терапии на пациентов с болезнью Альцгеймера.

В Париже Де Хэвилленд жила в пятиэтажном таунхаусе, построенном в 1880 году (в последние годы ее соседом был бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстрен). По Голливуду она не скучала. «Я люблю бывать среди настоящих домов, замков и храмов, а не среди студийных декораций» , – заявила она в интервью для Vanity Fair.

Актриса вела активный образ жизни, даже когда ей перевалило за сотню, и отказывалась признавать старость.

«Оливия не выглядит на 99 лет, – написал Стадием в досье актрисы для Vanity Fair. – На ее лице нет морщин, глаза горят, у нее по-прежнему чарующее контральто и отличная фотографическая память. Она запросто сошла бы за женщину лет на сорок моложе ».

Де Хэвилленд в возрасте 101 года, 2018 г. Фото: Julien Mignot для The New York Times

В 2018 году имя Де Хэвилленд снова появилось на первых полосах новостных изданий, когда она подала в суд на FX Network и Ryan Murphy Productions. Оливия была возмущена тем, как ее показали в мини-сериале «Вражда» (история о соперничестве Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд).

Роль Оливии в этом сериале исполняла Кэтрин Зета-Джонс. Де Хэвилленд утверждала, что студия не получила ее разрешение на использование ее образа и имени в сериале, и что ее изобразили в ложном свете как лицемерку – «леди на публике и вульгарная сплетница в жизни». Апелляционный суд штата Калифорния отклонил иск, постановив, что изображенный в сериале образ «не настолько оскорбителен для здравомыслящего человека».

В Париже Оливия ежегодно устраивала чтение Священного Писания на Рождество и Пасху в Американском соборе на авеню Георга V. В 2010 году Николя Саркози, тогдашний президент Франции, присвоил ей степень кавалера ордена Почетного легиона. В Париже ее считали живой легендой, отголоском давно минувшей эпохи голливудского очарования.

В 1999 году актриса стала почетной гостьей на праздновании 60-летия со дня премьеры «Унесенных ветром». Один из ведущих вспоминает, как Оливия произнесла тост в честь фильма и главных актеров, напомнив присутствующим, что все они, кроме нее, уже ушли в мир иной. «Поднимем же бокалы мятного джулепа за наших звезд. Все они сейчас сидят на той прекрасной веранде там, на небесах!» – провозгласила она.

104-летняя Мелани из «Унесенных ветром». Узнаете ли вы спустя 81 год актрису Оливию Мэри де Хэвилленд

Фильм «Унесенные ветром» вышел на экраны в 1939 году. Из актеров, сыгравших в нем главные роли, в живых осталась лишь Оливия Мэри де Хэвилленд, которой 1 июля исполнится 104 года.

Культовый фильм «Унесенные ветром» вышел на экраны в 1939 году. Тем не менее и сегодня, 80 лет спустя, у нас есть возможность узнать о том, как создавался этот киношедевр от непосредственной участницы съемок. Дело в том, что исполнительница роли Мелани Уилкс, актриса Оливия Мэри де Хэвилленд и по сей день жива. 1 июля ей исполнится 104 года.

«Одной де Хэвилленд на экране достаточно!»

Оливия Мэри де Хэвилленд родилась 1 июля 1916 года в семье адвоката и театральной актрисы. Спустя год на свет появилась ее сестра, которую назвали Джоан. Вскоре родители развелись и мама, забрав обеих дочерей, перебралась в Калифорнию.

С самого раннего детства в семье царил культ старшей дочери. Для Оливии мать не жалела ничего — красивые платья, хороший колледж, лучшие учителя. На младшую средств уже не хватало: Джоан донашивала одежду сестры, а учиться ее отправили в обыкновенный католический пансион.

Неудивительно, что сестры, мягко говоря, недолюбливали друг друга. А соперничество между ними длилось всю их долгую жизнь.

Например, чтобы младшей сестре не достались ее красивые наряды, Оливия специально резала платья ножницами. А Джоан ничего не оставалось, как ночами сшивать их заново, потому что другие платья ей никто покупать не собирался.

Когда Оливия стала успешно сниматься в кино, Джоан объявила матери, что тоже хочет стать актрисой. А в ответ услышала:

«Ты не будешь мешать Оливии. Одной де Хэвилленд на экране достаточно! Я не хочу ничего слышать об актрисе Джоан де Хэвилленд».

Пришлось девушке брать себе псевдоним — Джоан Фонтейн.

«Если я умру первой, то Оливия будет в ярости»

Несмотря на то, что карьера Оливии в Голливуде развивалась просто блестяще, Джоан все же сумела кое в чем ее опередить. В 1942 году, когда обе сестры номинировались на Оскар за лучшую женскую роль, досталась награда не старшей, а младшей. Правда, через пять лет Оливия тоже получила заветную статуэтку — за фильм «Каждому свое», а в 1950 — еще одну за мелодраму «Наследница». Так что в конечном итоге счет оказался 2:1 в пользу старшей.

Зато по части замужеств младшая сестра оказалась более «удачливой» — она сходила под венец целых четыре раза, тогда как старшая вступала в брак всего дважды.

Соперничество настолько вошло у них в привычку, что в 1978 году Джоан в одном из интервью заявила:

«Я первой вышла замуж, первой получила „Оскара“, и если я умру первой, то Оливия будет в ярости — я побью ее и здесь».

Так и произошло. 15 декабря 2013 года Джоан Фонтейн скончалась в возрасте 96 лет и тем самым окончательно поставила точку на соперничестве с сестрой.

В 1939 году пришел звездный час Оливии

Но вернемся к Оливии де Хэвилленд. Ее дебют в кино состоялся в 1935 году с главной роли в комедии «Алиби Айк». Буквально следом вышла следующая картина — «Одиссея капитана Блада», в которой партнером Оливии стал знаменитый голливудский актер Эррол Флинн.

В 1938 году состоялась премьера фильма «Приключения Робин Гуда», в котором Оливия снова исполнила главную роль.

Но звездный час актрисы пришел спустя год, в 1939 году, когда в прокат вышла экранизация знаменитого романа Маргарет Митчел «Унесенные ветром».

Роль скромной и беззаветной простушки Мелани Уилкс стала на долгие годы визитной карточкой Оливии де Хэвилленд. По книге и по фильму героиня Оливии всех любит, всем все прощает, всем жертвует и в конце концов, надорвавшись от такой жизни, умирает. Актриса настолько талантливо сумела воплотить это на экране, что зрители были уверены — она и в жизни точно такая же, как Мелани.

И очень ошибались. Потому что в реальной жизни Оливия де Хэвилленд была похожа вовсе не на Мелани, а, скорее на Скарлет О’Хара.

Оливия сумела выиграть процесс и добилась отмены кабальных условий

В начале 40-х Оливия не побоялась пойти на скандал с киностудией, который позже вылился в громкий судебный процесс. Дело в том, что по правилам тех лет, актеры даже через полгода после завершения контракта со студией оставались зависимыми от нее и не имели шансов получить роль где-нибудь еще.

А Оливия сумела выиграть процесс и добилась отмены этих кабальных условий. Это стало одним из самых значительных юридических постановлений в истории Голливуда. Кроме того, смелостью и упорством де Хэвилленд заслужила большое уважение среди коллег актеров.

Кроме двух Оскаров актриса получила «Золотой глобус»

За роль Мелани актриса номинировалась на Оскар, но тогда заветная статуэтка прошла мимо. Но, как мы уже знаем, она наверстала упущенное, причем в двойном размере.

Карьера Оливии де Хэвилленд успешно развивалась вплоть до конца 80-х. Самыми заметными ее работами после «Унесенных ветром» стали картины «Темное зеркало», «Наследница», «Моя кузина», «Гордый бунтарь», «Клевета».

В 1987 году актриса получила «Золотой глобус» за роль вдовствующей императрицы в картине «Анастасия. Загадка Анны».

Оливия носит титул Дама-командор Ордена Британской Империи

В 2003 году 87-летняя Оливия де Хэвилленд появилась на 75-й церемонии вречения Оскара. Приветствуя легендарную актрису, присутствовавшие в зале наградили ее овациями, которые продолжались целых 6 с половиной минут.

В январе 2014 года в возрасте 98 лет скончалась Алисия Ретт, сыгравшая в «Унесенных ветром» роль Индии Уилкс. И Оливия, которой в тот момент было 97 лет стала самой старшей из оставшихся в живых артистов фильма-легенды.

В июне 2017 года к 101-му дню рождения, за выдающиеся заслуги в драматическом искусстве Оливии де Хэвилленд был присвоен титул Дама-командор Ордена Британской Империи. Правда на церемонию вручения награды в Букингемский дворец актриса поехать не смогла, поэтому Орден ей вручил посол Великобритании в Париже.

«Главное — это любить, смеяться и постоянно чему-то учиться»

В 2017 году состоялась премьера мини-сериала «Вражда», рассказывающего о закулисных интригах в мире кино 30−40-х. Роль Оливии де Хэвилленд сыграла известная голливудская актриса Кэтрин Зета-Джонс.

Сразу после выхода картины 102-летняя Оливия подала в суд на ее создателей. Пожилую актрису возмутило, что в фильме ее вывели, как «вульгарную лицемерку и сплетницу». По словам Оливии, это может негативно отразиться на ее безупречной, безукоризненно выстроенной на протяжении многих лет карьере.

К сожалению, в отличие от первого суда в 40-х, на этот раз Оливия де Хэвилленд процесс проиграла. Поданый ею иск был отклонен под предлогом Первой поправки и Свободы слова кинематографа.

Вот уже почти 70 лет Оливия де Хэвилленд живет в Париже. Несмотря на солидный возраст (скоро актрисе исполнится 104 года), она без посторонней помощи спускается и поднимается по лестнице, читает и даже общается с поклонниками и журналистами по электронной почте.

А на самый распространенный вопрос, о секретах своего долголетия, Оливия отвечает:

«Главное — это любить, смеяться и постоянно чему-то учиться».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: