Андрей Бартенев – подборка фото

Картинки с выставки Андрей Бартенев в ММСИ: экскурсия художника по экспозиции

В ММОМА на Гоголевском открылась ретроспектива Андрея Бартенева, знакового для российского перформанса художника, известного своими невероятными костюмами, выступлениями и инсталляциями. «Афиша» попросила Бартенева рассказать о своих самых любимых работах, а Ольгу Свиблову их прокомментировать.

«Это фантастическое выражение времени»

«То, что мы видим на этой выставке, — это фантастическое выражение времени, и именно поэтому Бартенев останется в истории как российского, так и мирового искусства. 1990-е годы — это время колоссальной энергетики, и в этих работах мы чувствуем ее очень остро. В те годы все смешалось, вихрь времени нес наc всех куда-то: кто-то проигрывал в битве с этим ураганом, а кто-то становился сильнее и заложил основы того мира, в котором мы сегодня живем. 1990-е годы — это праздник свободы, который показывает, как легко в личном и общественном создании все смешивалось со всем. Тогда Москва была покрыта страшными ларьками, где можно было купить и Библию, и кроссовки, и желтую прессу, чего там только не было — самый настоящий символ 1990-х. Бартенев чудесно выразил это время в безумных коллажах, которые он вплел в ткань своих скульптур. Он показал невероятную, захватывающую энергетику, по которой есть сегодня ностальгия: тогда казалось, что все возможно».

«Три сестры» (2012)

Фотография: Ксения Колесникова

«Работа доставляла мне огромное удовольствие: я всегда исследовал человека как некую биоморфную массу, способную создавать огромное количество скульптурных вариаций. Я смотрю на танцующих актеров как на скульптурную форму, которая в силу своей биомеханики трансформируется у меня на глазах. Сочетание героев в пространстве создавало бесконечную череду композиций — проект в полной мере удовлетворял мою страсть к скульптуре и к смещению акцентов в пространстве».

«Гоголь-моголь, или Приключения невидимых червячков в России» (2000)

Фотография: Ксения Колесникова

Бартенев: «Этот перфоманс я тоже очень люблю, и он сохранился только в виде документации. Здесь я подвел итог своей десятилетней работы с движущимися скульптурами, и главная ценность «Гоголя-моголя» связана с открытием падающей скульптуры. Для перфоманса мы заготовили четыре тонны мусора и шесть тысяч яиц. Семьдесят актеров выходили на сцену, скидывали все, что на них было надето, и бросали в зрителя, в это время с третьего уровня падали тысячи яиц, а со второго — мусор. Фрагменты летящих масс сформировали ощущение падающей скульптуры.

Потом я стал исследовать, кто занимается падающей скульптурой в мировой практике: это, прежде всего, британская художница Корнелия Паркер и Жан Тэнгли, швейцарский художник, который сделал фонтан Стравинского у Центра Жоржа Помпиду со своей женой Никой. Он занимался подобными экспериментами: строил механические скульптуры, закладывал в них динамит, взрывал и снимал на видео момент взрыва. А Корнелия Паркер не просто устраивала взрывы, но и потом собирала осколки — делала реконструкцию взрыва. А еще она отливала слова сонета Шекспира в металле, выходила к обрыву и бросала эти слова в море в том порядке, как им положено звучать построчно. А я сделал «Гоголь-моголь».

«Курящие губы на асфальте» (1998)

Фотография: Ксения Колесникова

Бартенев: «Я — постоянный участник британского проекта Эндрю Логана «Альтернативная мисс мира». Это бесконечный перфоманс, в котором участвуют все — от животных до людей и роботов. В 1998 году выступал в объекте «Курящие губы на асфальте». В тот год победила легендарная в московской арт-среде Пани Броня. Я знал, что она должна победить, а британцы были уверены, что точно должен был победить я: они хорошо знали мои перфомансы. Я же им советовал не торопиться с выводами — они еще не знали, кто такая Пани Броня! Я счастлив, что все так получилось: нежное сочетание преклонного возраста и актерства Пани Брони всех сразило. Был счастлив и за себя, мне доставило огромное удовольствие выступать в объекте «Курящие губы на асфальте». И вот он в музее. А на видео рядом видно, как я в нем стою — в Richmond Holographic Studios».

«Снежная королева» (1993)

Фотография: Ксения Колесникова

Бартенев: «Этот проект был посвящен тому, как Россия открыла свою территорию для нашествия европейских и американских товаров. Я взял за основу сказку «Снежная королева», потому что она похищала сердца в ответ на талант логистики. Здесь произошло то же самое: мы были такими наивными, такими радостными и всю радость променяли на обладание нереальным миром супермаркета. Мы показывали этот проект в Лондоне в Royal Festival Hall и Victoria and Albert Museum, в России в Третьяковской галерее».

Свиблова: «Неваляшки, из которых сделана одна из его важнейших работ, — в некотором роде символ России. Такая игрушка стоит у меня до сих пор, я ее периодически качаю и думаю, что как бы мы ни клонились из бока в другой бок, мы все равно приходим в вертикаль».

«Ботанический балет» (1992)

Фотография: Ксения Колесникова

Бартенев: «Жемчужина моего творчества — «Ботанический балет» 1992 года. В него вошли разработки и 1990, и 1991 года, которые я сделал в рамках проекта «Фруктовый покер», было такое объединение московских художников. Потом я уже сделал «Ботанический балет», с которым мы проехали всю Европу, показывали и в качестве перфоманса, и выставки — в Victoria and Albert Museum, Баден-Бадене, церкви в Базеле на Art Basel.

Из «Ботанического балета» — из напряжения цвета — выросла моя новая скульптура этого года («Облепиха». — Прим. ред.). А «Ботанический балет» вырос из детских игр со снегом в городе Норильске, где снег был более доступным материалом, чем игрушки».

«Облепиха» (2015)

Фотография: Ксения Колесникова

Бартенев: «О конфликте между строгой формой и присосавшимися шарами: некоторое эстетическое приукрашивание времени — причем любого времени. Мы любим античные руины, они были великолепны, когда создавались, но красоту разрушением трудно отрицать. Эти шары разрушают динамическое напряжение металла, но создают своеобразную красоту иждивенцев на струнах металла скульптуры».

Свиблова: «Новая работа Бартенева совершенно фантастическая, она может быть установлена в любом публичном пространстве, говорит о том, что у нас есть мощнейшие скульптурные силы. Она не слабее, чем монументальные работы Кунса и других великих художников. Давайте не будем бояться называть своими именами то, что мы видим, не будем бояться признаваться Бартеневу в любви, потому что многие в нашем художественном мире связывают Андрюшу только с перформансом».

«Электрические инопланетяне» (2004)

Фотография: Ксения Колесникова

«Воздушный поцелуй деревьев» (2012)

Фотография: Ксения Колесникова

«Скажи: я люблю тебя» (2005)

Фотография: Ксения Колесникова

Бартенев: «Звуковая скульптура состоит из разомкнутой спирали и 200 динамиков, которые образуют восемь циклов. В центре — микрофон, к нему подходит человек и говорит: «Я тебя люблю», и фраза начинает летать по этим динамикам. Это прежде всего психологический опыт: я увидел, что многие люди вообще боятся произносить эту фразу в своей жизни. На что я отвечаю: тренируйтесь! Это помогает: многие влюбленные приходят сюда и признаются друг другу в любви. Работа была создана для Первой московской биеннале современного искусства, а потом стала частью коллекции ММСИ (ММОМА)»

Свиблова: «Это потрясающая работа: она заставляет нас делать самое сложное, сказать «я тебя люблю» — самый трудный экзистенциальный жест. Эти слова каждый из нас хочет услышать, но их так трудно произнести! Здесь есть невероятный контраст между словами и агрессивной формой инсталляции: она похожа на американские горки или холмы в гористой местности, а динамики выглядят как будто бы присоски осьминога. Когда мы говорим эти самые слова, мы слышим, что наш голос катится в пространстве, как эхо в горах. Форма инсталляции потрясающая: она доказывает, что перед нами нежнейший пластический скульптор. Многие перформансы Бартенева обрели форму скульптур, а я не побоюсь сказать, что он не проигрывает соревнование с Луизой Буржуа, которая выставлена в «Гараже». Они где-то даже схоже высказываются пластически, обращаясь к агрессивной форме, чтобы отразить мир, в котором мы живем»

«Cоnnection Lost. Field of Lonely Hearts» (2007)

Фотография: Ксения Колесникова

Бартенев:«Это проект, способный к изменению, механизмы в нем каждый раз по-новому ведут себя, что меняет первоначальный смысл. Когда вы смотрите в бесконечное пространство сердечек, которые никак не связаны друг с другом, то можете увидеть, что в какой-то момент они начинают превращаться в абстрактное свечение-импульс. Когда я понял это в Венеции (работа выставлялась на Венецианской биеннале при кураторстве Ольги Свибловой. — Прим. ред.), то сказал, что художник являет программистом некой скульптуры, которая занимается самовоспроизводством и самоизменением. И тем самым программная схема скульптуры меняет финальный имидж и контекст происходящего. Это был 2007 год, и за эти девять лет так много всего произошло в программном искусстве. А тогда это был всего лишь первый опыт того, с чем мы эмоционально могли столкнуться. От художников зависит только одно — направить открытие на созидание и любовь или разрушение. Я выбираю созидание и любовь».

Свиблова: «Это модель нашего человеческого сообщества, которое уходит в виртуальное пространство. Тогда это было не очевидно — мы только ставили перед собой вопрос о том, что такое виртуальное пространство. Сегодня нам уже кажется, что как только мы забываем свой телефон, выпадаем из этого пространства, то случается беда. Благодаря этой виртуальной коммуникации у нас возникает ощущение, что мы вместе, хотя это такая же иллюзия, как родство тысячи людей, набивающихся на дискотеку. В какой-то момент мы все равно понимаем, что каждый танцует поодиночке, что чем более мы вместе, тем более мы одиноки. Бартенев — человек, который невероятно чувствителен к этим моментам экзистенциальной заброшенности, и каждый раз он преодолевает их своими перформансами — совершенно как рыцарь».

Андрей Бартенев. Биография, творчество, личная жизнь

Детство и юность

Знаменитый художник современности родился в северном городе Норильске 9 октября 1965 года. Родители жили с сыном в коммунальной квартире. Мальчик рано заинтересовался музыкой — ему хотелось научиться играть на фортепиано, но дома громоздкий инструмент негде было поставить. Тяга к творчеству не проходила, и Андрей начал лепить, рисовать, резать и клеить из бумаги.

После окончания 10-го класса юноша решил сменить обстановку и из Заполярья направился на юг России, в Краснодарский край, где поступил в институт культуры на факультет режиссуры. Буйство южных красок поразило молодого человека, который привык к полярной ночи, вечному снежному покрову и северному сиянию.

Андрей Бартенев: личная жизнь

Журналисты неоднократно пытались выяснить у Андрея Бартенева о его личной жизни, но художник всегда отделывается шутливыми фразами и никого не пускает в личное пространство. Наш герой утверждает, что по-настоящему он был влюблен всего один раз в жизни, и это было в детском саду.

Однажды Бартенев даже поучаствовал в передаче “Давай поженимся” в качестве жениха. Но, как обычно, в шутку. Самого Андрея невозможно было разглядеть под костюмом желтой огромной кукурузы, нахлобученной на него сверху. Да и выпуск той передачи был новогодний и развлекательный.

Творчество

В возрасте 20 лет Андрей переехал в Москву по приглашению Жанны Агузаровой и директора певицы. В столице он начал работать с молодыми коллективами. Художник ставил первые перформансы, на которые с удовольствием начали ходить как критики, так и обычные зеваки. Вместе с Петлюрой Бартенев в молодости создал в галерее «Марс» свои первые работы: «Буйство на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок» и «Великая корякская чайка». Вскоре с представлением «Ботанический балет» он поехал на фестиваль в Ригу, где получил Гран-при.

Зарубежная пресса 90-х, наблюдая за творчеством русского дизайнера, была в восторге от стилистики акций Андрея, которая напоминала эпоху русского авангарда и футуризма. Перформансы Бартенева словно ожившие фигуры из картин художников начала XX столетия, которые под музыку классики перемещались по пространству с точностью взаимодействия планет. В середине 90-х его приняли в ряды Союза московских художников. В 1992 году дизайнер создал оригинальный черно-белый проект-перформанс «Ботанический балет», фото которого появились в глянцевых журналах.

A post shared by Andrey Bartenev (@andreybartenev)

Андрей Бартенев — картина «Клоун Швабра в Тоскане»
В начале 2000-х Андрей Бартенев работал по приглашению Роберта Уилсона в центре Watermill в Хэмптонсе. Русский дизайнер поставил в США запоминающуюся работу «Лестница красного». В представлении участвовали оперные певцы и оркестранты, которые вместо симфонических инструментов для создания звукового фона использовали пустые железные банки. Эффект произвели на публику макаронные блюда, которые исполнители кидали с балкона на сцену.

Проект «Я тебя люблю» (скульптурная композиция, представленная множеством динамиков и микрофонов) создавался для первой Московской биеннале. Позднее был выставлен в Музее современности в Москве. Суть акции заключалась в том, чтобы сказать в микрофон фразу с признанием в любви, которая тут же отзывалась пятикратным эхом со спецэффектами, а вслед за этим прозвучал записанный на пленку ответ предыдущего участника акции.

Бартенев считал себя прирожденным педагогом, начал обзаводиться учениками с самого начала творческой биографии. Тому поспособствовал юношеский опыт работы пионервожатым в советских детских лагерях. Художник преподавал не только на Западе, но и собирал молодых творческих ребят в Москве на собственные лекции по искусству, а также привлекал особо одаренных для перформансов. Популярность получил проект Бартенева — галерея «Здесь на Таганке», в котором дизайнер выступил куратором.

A post shared by Andrey Bartenev (@andreybartenev)

Андрей Бартенев — картина «Ботанический балет на горе Шмидтиха»
Целью стало объединение в одном художественном арт-пространстве работ опытных и начинающих художников. В интервью Андрей Дмитриевич пошутил, что возраст творцов, с которыми он занимается, от 4 до 164 лет. В рамках проекта ежегодно проводились две групповые выставки. Главными направлениями представленных творений стали керамика, скульптура, инсталляция, перформанс. Каждое проходившее мероприятие получало оригинальное название. Например, в 2021 году публику на выставке в Москве ожидали «Переспелые пальцы слонов».

Расходы, связанные с организацией таких событий, Андрею пришлось взять на себя. Известной российской ученицей мастера стала Саша Фролова, которая уже прославилась проектом «Аквааэробика». Также в число выдающихся студентов мастера вошли Роман Ермаков, Гоша Рубчинский, Вова Перкин, Данила Поляков. Последний стал для Бартенева не только интересным художником, но и вдохновителем.

В интервью Андрей Дмитриевич признался, что в изобразительном искусстве для него живут несколько «фонтанов, которые всегда удивляют». В их числе — погибший художник Владик Мамышев-Монро и Поляков. Эпатаж молодого рыжеволосого манекенщика оказался близким по духу творческим настроениям Бартенева. Он выступил художником-постановщиком фильма «Энтропия», в котором, помимо Данилы, снялись Валерия Гай Германика, Ксения Собчак и другие.


Андрей Бартенев на проекте «Модный приговор»

Бывшие ученики художника получили высокие оценки мастеров современности и работают сценографами и артистами в знаменитых коллективах Европы и США. Сам Андрей тоже регулярно сотрудничал с западными брендами. Так, в 2021 году к ЧМ по футболу совместно с фирмой Hublot разработал дизайн сувениров — футбольного мяча и матрешки для продаж в бутике. В том же году (и ранее, в 2003-м) Бартенев оформлял магазин Cartier в Москве.

С 2021 года Андрей Дмитриевич участвовал в ежегодном фестивале Burning Man в пустыне Блэк-Рок, проводящемся в штате Невада. Ярким проектом для этого события стал перформанс с надувными фигурами инопланетян. По задумке автора зеленые жители других планет шествовали по пустыне под сопровождение чарующих звуков электронной арфы. За инструментом сидел солист Большого театра Александр Болдачев.

С 1 марта дизайнер начал вести программу Первого канала «Модный приговор», в которой на время заменил Александра Васильева. Поклонники историка моды недоумевали, с чем могли быть связаны резкие изменения в программе. Васильев поспешил успокоить общественность, сообщив, что Бартенев станет ведущим на несколько выпусков, пока он будет занят своими сторонними проектами. Андрей появлялся и в телепередачах «Камеди клаб», «Вечерний Ургант».

Читайте также:  Самые красивые актрисы Болливуда - фото 10 лучших

Андрей Бартенев сейчас

Современные художественные акции Бартенева проводятся в Москве, и все чаще в развлекательных центрах. Художник использует много цвета, воздушных шаров, световых эффектов. Костюмы последних работ отличаются своей простотой, что помогает свободному передвижению актеров.


Новый ведущий шоу “Модный приговор” Андрей Бартенев

В 2021 году успешно прошло несколько акций Бартенева: «Дайте любви!», «Ногами в воде, головой в облаках» и «Портреты счастливых людей». А в начале 2021 года было объявлено, что современный дизайнер с 1 марта начинает вести программу Первого канала «Модный приговор», в которой он на время заменит предыдущего ведущего Александра Васильева.

Поклонники историка моды недоумевали – с чем могут быть связаны столько резкие изменения в программе? Васильев поспешил успокоить общественность, сообщив, что Бартенев станет ведущим “Модного приговора” на несколько выпусков, пока Александр будет занят своими сторонними проектами.

Что вы знаете о современном художнике по имени Андрей Бартенев? Мы не исключаем, что нашим читателям пока мало что известно об этом оригинальном творце. Несмотря на то что он достаточно часто появляется на экранах телевизоров в качестве именитого гостя какого-нибудь ток-шоу, обычные люди, далекие от жизни художественной богемы, в большинстве своем совершенно не знакомы ни с его творчеством, ни с биографией. Мы предлагаем восполнить пробелы в знаниях и познакомиться поближе с личностью этого неординарного, ни на кого не похожего человека.

Картины

Как художник Бартенев создает картины, выполненные в смешанных техниках: декупаж, пастельная живопись, графика, коллаж. Наиболее известными его работами считаются «Девочка с двумя фейерверками», «Автопортрет в свадебном наряде райской птицы», «Портрет в сапогах», «Спокойствие двух клоунесс», «Я фей, я фей прекрасный», «Автопортрет в роли Арнольда Нижинского».

Стилистически картины представляют собой крайнюю степень абстракции. Помимо художественных работ, Андрей Дмитриевич воссоздает зрелищные представления. Это такие акции, как «Спящие красавицы», «Снежная королева», «Фауст», «Нижнее белье для Африки», фестиваль иллюстрации «Институт улыбки», выставка «Люби кутюр!».

Перфомансы Андрея Бартенева

Особенной популярностью у зрителей пользуются необычные динамичные перфомансы мастера. Видя его нашумевшую постановку “Снежная королева”, зарубежные искусствоведы писали, что его работы объединяют в себе моду, изобразительное искусство и искусство перфоманса и возрождают дух русского театрального авангарда 20-х годов. В перфомансе “Снежная королева” участвовали движущиеся скульптуры и объекты, украшенные геометрическими фигурами зеленого, розового и ярко-оранжевого цвета. Это напомнило зарубежной публике о Малевиче и Кандинском и вызвало восторг.

Еще один всемирно известный перфоманс Андрея носит название “Я тебя люблю!”. Он представляет собой некую конструкцию из множества огромных динамиков, расположенных друг за другом по извивающейся линии. Зрителю предлагается произнести заветные слова и затем наблюдать, как они, проживая недолгую жизнь, ответным признанием возвращаются к нему.

Драматический театр

Неутомимый Андрей Бартенев попробовал себя и в качестве театрального актера. В начале 2000-х годов он сыграл в постановке Shlem.com по произведению Виктора Пелевина. Экспериментальный спектакль, в котором авторы попытались соединить представление, видеопроекцию и общение зрителей в интернет-пространстве, участвовал в фестивале современного искусства NET, однако действо не произвело впечатления на критиков. Но этот опыт характеризует Бартенева как художника, который находится в поиске новых форм.

A post shared by Andrey Bartenev (@andreybartenev)

Костюм Андрей Бартенев
Андрей Дмитриевич работал и в Европе. Он преподавал в Норвежской академии театрального искусства. На Западе проведение перформансов выделено в самостоятельный вид искусства, и такая дисциплина преподается отдельно. Российский дизайнер общался с представителями западной художественной элиты Эндрю Логаном, Пако Рабанном, Кельвином Кляйном, Жан-Полем Готье, Робертом Уилсоном, Зандрой Роуз.

Бартенев разработал дизайн театральных костюмов для спектаклей «Синяя птица» (Нью-Йорк), «Золушка» (Гамбург), «Три сестры» (Москва). В 2021 году художник стал автором сценической одежды для проекта «Щелкунчик», поставленного в столичном культурном комплексе «Зарядье».

Модельер

Андрей Бартенев – регулярный участник светских мероприятий. На различных встречах мастера эпатажа можно увидеть в самых необычных костюмах.


Андрей Бартенев в костюме малинки

Высокого роста (184 см) стройный художник, который выглядит намного моложе своих лет, является отличной моделью для собственных экспериментов. На фото в Инстаграм Андрея Бартенева можно увидеть в фантастических нарядах, напоминающих инопланетян и загадочных космических существ. Но особенно запомнился публике модельер в костюме малинки.

Скандалы

С именем Бартенева связано немало скандалов, хотя, в сущности, он безобидный художник-пацифист. Так, на одной частной вечеринке для богатого клиента концептуалисту заказали проведение вечера. Каково же было удивление представителей высшего общества, когда им в качестве развлечения было представлено шоу из нескольких десятков кошек и собак, которые занимались процессом размножения.

A post shared by Andrey Bartenev (@andreybartenev)

Андрей Бартенев на фоне работы Вовы Перкина
В 2011 году на Первом канале в программе «Давай поженимся» вышел необычный выпуск, приуроченный к празднованию Хеллоуина. В качестве жениха выступил Бартенев, который пришел в студию в оригинальном образе — в костюме надувной кукурузы. Концептуальный наряд оказался слишком неудобным для съемок, задевал декорации, что вызвало гнев у Ларисы Гузеевой. Однако дизайнер сумел договориться с телеведущей и сделать один из ярких и незабываемых выпусков проекта.

В 2021 году публику шокировала эпатажная свадьба Ксении Собчак и Константина Богомолова. Пара отправилась в загс в открытом катафалке — желающие могли лицезреть пару, уютно устроившуюся в столь «оригинальном» средстве передвижения. Но на этом «скандальные» события торжества не закончились. Бартенев предстал перед гостями в роли подружки невесты. Для этой почетной миссии дизайнер создал костюм с 19 надувными шарами с изображениями женского лица. В загсе художник исполнил танец, чем привел в восторг гостей.

Андрей Бартенев: выставка в Москве

В 2015 году в московском Музее современного искусства на суд зрителей была представлена ретроспектива работ Андрея Бартенева. Выставка располагалась в двух корпусах – так много понадобилось места, чтобы показать творческую вселенную мастера, создаваемую им на протяжении 25 лет.

Как и всегда, арт-инсталляции Бартенева не были статичны. Объединяющим элементом на той запоминающейся выставке стало движение – мерцающие, вращающиеся и звучащие предметы превратили пространство экспозиции в единый механизм под управлением автора сего великолепия.

«Белая ворона»

Андрей Бартенев, фото которого вы можете оценить в нашей статье, всегда ощущал себя «белой вороной» в сообществе людей. Он становится сенсацией всегда и везде, где бы ни появился, — так неординарны все его творческие проекты и необычен весь вид.

На поддержание своего внешнего облика Андрею приходится тратить чрезвычайно много сил, ведь это одна из главных частей его образа. Сочетание самых немыслимых элементов в одежде вкупе с невероятными цветами и покроем — его фирменный стиль. Обыватель буквально повергается в шок при виде человека в странной шляпе, оранжевом пальто в яблоках и очках чудной формы.

Сам художник немного расстроен, что за границей его внешний вид вызывает у окружающих позитив и любопытство, а в России зачастую — агрессию (несколько раз на художника нападали на улице с целью избиения).

Биография Андрея Бартенева

Бартенев родился в 1965 году далеко от российской столицы – в северном Норильске в простой рабочей семье, а его детство прошло в обычной советской коммуналке. Из-за стесненных жилищных условий Андрею не удалось осуществить свою детскую мечту — научиться играть на фортепьяно, поскольку разместить инструмент в небольшой комнате было просто невозможно.

В шестнадцать лет Андрей уехал в Краснодар и поступил в Художественный институт, окончив который, получил специальность театрального режиссера. Из Краснодара Андрей перебрался в Сочи, где познакомился с Жанной Агузаровой, директор которой Сергей Гагарин посоветовал ему отправляться в Москву, что он и сделал, и дальнейшее развитие его творческая биография получила в российской столице, где он быстро заинтересовал публику своими необычными творениями.

В качестве материалов для своих первых произведений Андрей Бартенев использовал светодиоды, которыми подсвечивал инсталляции из стеклянных банок и пластиковых бутылок. В 1992 году он получил свою первую награду – Гран-При за представленную на фестивале авангардной моды в Юрмале композицию «Ботанический балет», а через четыре года был принят в члены Союза художников Москвы.

Его первый выезд за границу состоялся в 1993 году – на арт-фестиваль во Франкфурт-на-Майне, и после этого Бартенев стал завсегдатаем многих европейских выставок и фестивалей, куда периодически вывозит свои скульптуры и картины.

В начале нулевых Андрей Бартенев поехал в США, чтобы работать и творить в центре Watermill в Хэмптоне. В настоящее время Андрей читает лекции в российских и европейских учебных заведениях, сотрудничает с такими известнейшими представителями мировой моды, как Жан-Поль Готье, Кельвин Кляйн, Роберт Уилсон и многими другими.

Андрей Бартенев — биография, фото, личная жизнь, «Модный приговор» и последние новости 2018

Андрей Бартенев: биография

Знаменитый художник современности Андрей Бартенев появился на свет в северном городе Норильске в начале октября 1965 года. Его родители были обычными рабочими, семья жила в коммунальной квартире в небольшой комнате. Мальчик рано заинтересовался музыкой, ему хотелось научиться играть на фортепиано, но дома громоздкий инструмент негде было поставить. Тяга к творчеству оставалась, и Андрей начал лепить, рисовать, что-то резать и клеить из бумаги.

Художник Андрей Бартенев

После окончания 10 класса юноша решил сменить обстановку и из Заполярья направился на юг России в Краснодарский край, где поступил в институт культуры на факультет режиссуры. Буйство южных красок поразило молодого человека, который привык к полярной ночи, вечному снежному покрову и северному сиянию.

Эмоциональное переживание цвета вылилось в творчестве художника в нечто большее, чем просто написание картин. Движение, а не статика — вот что стало основным направлением для него. Это совпало с веянием эпохи, в которую Бартенев органично вписался.

Творчество

В возрасте 20 лет молодой человек уезжает в Москву по приглашению Жанны Агузаровой и ее директора. В столице Андрей начинает активно работать с молодыми коллективами. Он ставит первые перформансы, на которые с удовольствием начинают ходить как критики, так и обычные зеваки. Равнодушных не остается.

Вместе с Петлюрой Бартенев создает в галерее «Марс» свои первые работы: «Буйство на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок» и «Великая корякская чайка». Вскоре с представлением «Ботанический балет» он едет на фестиваль в Ригу, где получает Гран-при.

Андрей Бартенев любит эпатаж

Зарубежная пресса 90-х, наблюдая за творчеством необычного русского, была в восторге от стилистики его акций, которая напоминала эпоху русского авангарда и футуризма. Перформансы Бартенева — словно ожившие фигуры из картин художников начала XX столетия, которые под музыку современной классики перемещались по пространству с точностью взаимодействия планет.

Сам художник замечает, что круг, вращение — это основные ключи к пониманию его творчества. На родине в середине 90-х Бартенева принимают в ряды Союза московских художников.

В начале 2000-х Андрей Бартенев работал по приглашению Роберта Уилсона в его центре Watermill в Хэмптонсе. Русский дизайнер поставил в США одну из запоминающихся своих работ «Лестница красного». В представлении участвовали настоящие оперные певцы и оркестранты, которые вместо симфонических инструментов для создания звукового фона использовали пустые железные банки. Особый эффект произвели на публику макаронные блюда, которые исполнители кидали с балкона прямо на сцену.

Эпатажный модельер Андрей Бартенев

Андрей Бартенев считает себя прирожденным педагогом. Он рано начал обзаводиться учениками, почти с самого начала своей творческой биографии. Тому поспособствовал его юношеский опыт работы пионервожатым в советских детских лагерях.

В настоящий момент художник преподает не только на Западе. Он собирает молодых творческих ребят в Москве на свои лекции по искусству, а также привлекает особо одаренных в свои перформансы. Наиболее известной российской ученицей мастера стала Саша Фролова, которая уже прославилась своим проектом «Аквааэробика».

Саша Фролова и Андрей Бартенев

Бывшие студенты Бартенева получают высокие оценки мастеров современности, и работают сценографами и артистами в знаменитых коллективах Европы и США.

Одна из последних акций дизайнера «Я тебя люблю» — современная скульптурная композиция, представленная множеством динамиков и микрофонов. Она была создана для первой Московской биеннале, а сейчас выставлена в Музее современности в Москве. Суть ее заключается в том, чтобы сказать в микрофон фразу «Я тебя люблю», которая тут же отзовется пятикратным эхом со спецэффектами, а вслед за этим прозвучит записанный на пленку ответ предыдущего участника акции.

Картины

Как художник, Бартенев создает картины, выполненные в смешанных техниках: декупажа, пастельной живописи, графики, коллажа. Наиболее известными работами Бартенева считаются «Девочка с двумя фейерверками», «Автопортрет в свадебном наряде райской птицы», «Портрет в сапогах», «Спокойствие двух клоунесс», «Я фей, я — фей прекрасный», «Автопортрет в роли Арнольда Нижинского».

Картины Андрея Бартенева

Стилистически его картины представляют собой крайнюю степень абстракции. Помимо художественных работ Андрей воссоздает зрелищные представления. Это такие акции, как «Спящие красавицы», «Снежная Королева», «Фауст», «Нижнее белье для Африки», фестиваль иллюстрации «Институт Улыбки», выставка «Люби кутюр!».

Драматический театр

Неутомимый Андрей Бартенев попробовал себя и в качестве театрального актера. В начале 2000-х годов он принял участие в постановке «Shlem.com» по произведению Виктора Пелевина. Экспериментальный спектакль, в котором авторы попытались соединить представление, видеопроекцию и общение зрителей в интернет-пространстве, принял участие в Фестивале современного искусства «NET», однако данное действо не произвело впечатления на критиков. Но этот опыт характеризует Бартенева как художника, который находится в поиске новых форм.

Андрей Бартенев и Жанна Агузарова

Сейчас Андрей много работает в Европе. Он преподает в Норвежской академии театрального искусства. На Западе проведение перформансов выделено в самостоятельный вид искусства, и такая дисциплина преподается отдельно. Российский дизайнер общается со многими представителями западной художественной элиты: Эндрю Логаном, Пако Рабанном, Кельвином Кляйном, Жан-Полем Готье, Робертом Уилсоном, Зандрой Роуз.

Модельер

Андрей Бартенев — регулярный участник светских мероприятий. На различных встречах мастера эпатажа можно увидеть в самых необычных костюмах.

Андрей Бартенев в костюме малинки

Высокого роста (184 см) стройный художник, который выглядит намного моложе своих лет, является отличной моделью для собственных экспериментов. На фото в Инстаграм Андрея Бартенева можно увидеть в фантастических нарядах, напоминающих инопланетян и загадочных космических существ. Но особенно запомнился публике модельер в костюме малинки.

Скандалы

С именем Бартенева связано немало скандалов, хотя в сущности он безобидный художник-пацифист. Так, например, на одной частной вечеринке для богатого клиента Бартеневу было заказано проведение вечера. Каково же было удивление представителей высшего общества, когда им в качестве развлечения было представлено шоу из нескольких десятков кошек и собак, которые занимались процессом размножения. В тот вечер для Андрея и его друзей все закончилось плачевно.

Личная жизнь

О личной жизни Бартенева известно немного. В своих интервью художник шутя или всерьез говорит, что в параллельной реальности у него есть дружная семья, которая состоит из трех мужей и одной жены. Но детей у эксцентрика нет даже там. Известно, что не так давно Андрей потерял свою маму, которая была самым близким для него человеком.

Андрей Бартенев сейчас

Современные художественные акции Бартенева проводятся в Москве, и все чаще в развлекательных центрах. Художник использует много цвета, воздушных шаров, световых эффектов. Костюмы последних работ отличаются своей простотой, что помогает свободному передвижению актеров.

Новый ведущий шоу “Модный приговор” Андрей Бартенев

В 2016 году успешно прошло несколько акций Бартенева: «Дайте любви!», «Ногами в воде, головой в облаках» и «Портреты счастливых людей». А в начале 2017 года было объявлено, что современный дизайнер с 1 марта начинает вести программу Первого канала «Модный приговор», в которой он на время заменит предыдущего ведущего Александра Васильева.

Поклонники историка моды недоумевали — с чем могут быть связаны столько резкие изменения в программе? Васильев поспешил успокоить общественность, сообщив, что Бартенев станет ведущим “Модного приговора” на несколько выпусков, пока Александр будет занят своими сторонними проектами.

Читайте также:  Певицы российской эстрады, у которых нет музыкального образования

Андрей Бартенев: личная жизнь, биография, картины

Содержание (быстрый переход)

Человек-праздник, не перестающий удивлять и эпатировать публику, неоднозначный художник тонкой организации и авангардный дизайнер, пришелец из соседней галактики и живой арт-объект, уникальная личность за пределами человеческих возможностей…Андрей Бартенев известен в России и далеко за ее пределами. Публика уже давно научилась принимать его уникальность и беспрецедентность. Только вот откуда берутся такие люди? Интересно, а какова личная жизнь Андрея Бартенева, и кто те люди, которых сам «инопланетянин» называет своими близкими?

Детство и семья Андрея Бартенева

Андрей Бартенев появился на свет на Севере в городе, стоящем на громадном куске льда, под названием Норильск 9 октября 1965 года. Семья жила скромно, родители Андрея Бартенева, простые рабочие, были «счастливыми» обладателями комнаты в коммунальной квартире. Близкие будущего дарования не могли уделять достаточно времени образованию Андрея в силу необходимости зарабатывания средств к существованию. Так что собственным воспитанием перспективный художник занимался сам под крылом провидения.

С малых лет мальчик тянулся к искусству во всех его проявлениях Его заветной мечтой была профессия музыканта. Он грезил, как будет выходить на сцену, садиться за роскошный рояль и играть так, что зрители будут рукоплескать ему, стоя. Только вот семейству было сложно выделить громоздкому инструменту место на бесценных квадратных метрах и громадные по тем временам деньги в семейном бюджете. Тогда Андрюша увлекся прикладным творчеством: лепкой, рисованием, аппликацией из разных материалов, всевозможными поделками. А снег, которого в Норильске в избытке, был для мальца материалом, работая с которым, он формировал свои художественные навыки.

В ранней юности, впитав кожей национальный колорит, научившись понимать танцы чаек и оленей, позже Андрей Бартенев воспоет красоту и мощь малой родины в своих картинах и перфомансах «Полеты чаек в чистом небе», «Принц Севера», «Лондон под снегом».

Окончив школы, вопреки увещеваниям отца и матери, Андрей Бартенев решил кардинально сменить образ жизни. И начал парень с географии, переехав с зябкой северной территории с ее долгими полярными ночами, вечной мерзлотой и слоем снега выше человеческого роста на жаркий юг, в Краснодарский край, где буйство красок, запахов и эмоций моментально захватило парня, заставив забыть даже о прекрасном севером сиянии. Здесь Андрей поступил в Институт культуры на театрально-режиссерский факультет.

Не так давно концептуалист пережил горе: он потерял маму, которая была для него очень близким человеком.

Творчество Андрея Бартенева

В 20 лет биография молодого талантливого парня круто изменилась: его пригласили на работу в Москву. И не просто пригласили. Его высмотрела сама Жанна Агузарова. Андрей вспоминает, что поначалу он решил, что этот звонок – просто чей-то глупый розыгрыш, или ошиблись номером. Но когда все выяснилось, бросил все и рванул в мегаполис.

Андрей Бартенев и Жанна Агузарова

Именно с подачи знаменитой марсианки Андрей стал сотрудничать с молодыми авангардными коллективами, а столица открыла для Бартенева нишу, в которой он до сих пор – непревзойденный мастер. Речь идет о так называемых перфомансах, ярчайших действах, построенных на театрализации и эпатаже.

Перфоманс Андрея Бартенева

Одно из представлений, поставленных Андреем Бартеневым в тандеме с Петлюрой под названием «Ботанический сад» завоевало гран-при на прибалтийском творческом фестивале. С этого момента Бартенев стал публичной персоной, которым интересовались, удивлялись, восхищались и поражались.

У меня странная, отличная от других жизнь.

В 90-х искусство, создаваемое молодым перспективным художником и дизайнером, получило отклик и признание в сердцах Европейской публики. Статьи об одиозном, но безумно одаренном Бартеневе с его перфомансами с ожившими персонажами картин авангардистов и футуристов начала 20 века приводили в дикий восторг зарубежных журналистов.

Европейское шоу Андрея Бартенева

Художника стали приглашать в качестве организатора шоу на различные мероприятия как на Родине, так и в продвинутых капиталистических государствах, где совершенно точно знают цену подобным экзерсисам и готовы за это платить баснословные гонорары.

“Ботанический балет” Андрея Бартенева

И Бартенев не подвел. Мир увидел его великолепный черно-белый проект «Ботанический балет», представление «Лестница красного» с «музыкальным фоном» из звяканья жестянок и фейерверком из макарон, акция-признание «Я тебя люблю» из составленных микрофонов и динамиков специально для многократного увеличения громкости произнесения важнейших слов о чувствах, шоу с надувными зелеными фигурами инопланетян, шествующих под звуки электроарфы, и еще целая плеяда других неподражаемых, бесподобных и уникальных в своей неповторимости и неожиданности замыслах.

В 1993 состоялся первый выезд Андрея Дмитриевича за границу. Тогда он просто «порвал» своими костюмами и шоу Франкфурт-на-Майне. После этого успеха сенсационное явление в мире моды и искусства Бартенев стал завсегдатаем зарубежных выставок и фестивалей. А сотворенные им оригинальные образы – Дядька Чернослив, Хоккейная Клюшка, Девушка-Пурга, Подводная лодка – настолько полюбились европейцам, что они больше не хотели видеть классику в исполнении Бартеневу.

Инсталляция «Снежная королева»

Одновременно с перфомансами в свете стали появляться картины, скульптуры и инсталляции Андрея Дмитриевича со странными названиями: «Автопортрет в свадебном наряде райской птицы», «Спокойствие двух клоунесс», «Я фей, фей прекрасный».

Картина Андрея Бартенева

Его работы выполнены в стилистике, близкой к абстракционизму, и заставляют закипеть мозги экспертов и ценителей искусства. В 1996 невероятный самородок с неординарным чувством стиля Бартенев стал членом Союза художников Москвы.

Быть художником — это уникальная форма свободы. Это как сладкое, без которого некоторые не могут жить. Я не выбирал эту специальность, она сама выбрала меня. И я не люблю, когда журналисты говорят обо мне, что я дизайнер, модельер, телеведущий — это все такие скучные специализации для меня. А художник — это свобода, делай что хочешь.

В начале 2000-х в биографии Андрея Бартенева начинается новая веха, связанная с преподавательской деятельностью. И начал он в Соединенных Штатах в центре Watermill. Сам художник считает себя прирожденным учителем. Ему еще в юношестве удавалось налаживать контакт с подопечными в пионерских лагерях, будучи вожатым. Долгое время Андрей Бартенев был педагогом Норвежкой академии театрального искусства, читал лекции по перфомансу как самостоятельному виду искусства.

Ученики Андрея Бартенева

А сегодняшние ученики Андрея Дмитриевича Гоша Рубчинский, Саша Фролова, Рома Ермаков, Ксения Перетрухина, Маша Стрельнова и многие другие высоко оцениваются критиками и экспертами по всему миру и помогают своему наставнику «окультурить» пространство. Красота и созидание для Бартенева первичны.

В последние годы Андрей Бартенев и сам стал инопланетным персонажем собственных картин и перфомансов. Его редко увидишь без эпатажных полиморфных нарядов, имитирующих одежду, и грима. По его словам, в таком виде он чувствует себя «в своей тарелке». Образы от ягоды-малинки неимоверных размеров до гуманоида неизменно встречаются восторгом на любой вечеринке. Его фирменный стиль – буйство красок, сенсация, шок. Он несет своими образами радость и жизнелюбие. Бартенев часто расстраивается, что его эпатажный стиль заграницей становится предметом позитивного любопытства, а на Родине – агрессии.

Личная жизнь Андрея Бартенева

На вопрос о личной жизни и семье у Андрея Бартенева уже давно заготовлена неординарная история. Художник утверждает, что где-то на отшибе параллельной реальности у него есть семья, в состав которой входят три мужа и одна жена. На вопрос, есть ли жена у Андрея Бартенева на нашей бренной земле, ответ отрицательный. Детей у дизайнера не обнаружено ни по эту, ни по ту сторону фантазии эксцентрика.

Возможно в попытке наладить личную жизнь в реальном мире, а может с целью скандального пиара, Андрей Бартенев стал участником ток-шоу «Давай поженимся!» в качестве жениха. На съемки дизайнер явился в костюме початка кукурузы, чем навлек на себя раздражение ведущей Ларисы Гузеевой и всей съемочной группы. Зато выпуск в канун Хэллоуина стал просто незабываемым.

Андрей Бартенев на шоу «Давай поженимся!»

Несмотря на отсутствие официальных жены и детей, Андрей Бартенев не одинок, в круг его хороших приятелей входят всемирно известные звездные личности Кэльвин Кляйн, Жан-Поль Готье, Пако Робанн, Эндрю Логан.

Андрей Бартенев и Жан-Поль Готье

Еще одним вопросом в связи с именем Бартенева давно является цифра, характеризующая его возраст. Сам модельер и художник частенько оспаривает год своего рождения. Мужчина и вправду выглядит очень молодо и подтянуто.

Скандалы в биографии Андрея Бартенева

Несмотря на то, что художник позиционирует себя абсолютно безобидным творческим человеком, с его именем связано много скандалов. Причем в этом контексте речь идет совсем не о личной жизни Андрея Дмитриевича, а как раз о его беспрецедентном творчестве.

Андрей Бартенев с коллегами

Так, создавая на заказ перфоманс для вечеринки богатого клиента, Бартенев презентовал ошеломленным зрителям сцену совокупления нескольких десятков собак и кошек.

Очередным скандалом стало участие Бартенева в нескольких съемках программы «Модный приговор». Заменяя привычного Александра Васильева, Андрей Дмитриевич вызвал шквал негодования со стороны постоянных зрителей проекта.

Андрей Бартенев на «Модном приговоре»

В 2019 году Бартенев предстал «подружкой невесты» на эпатажной свадьбе теледивы и светской львицы Ксении Собчак и кинематографиста Константина Богомолова. Специально для этого мероприятия художник создал наряд из надувных шаров с изображением женских лиц. А в ЗАГСе концептуалист исполнил задорный танец, чем сорвал овации гостей церемонии.

Андрей Бартенев на свадьбе Ксении Собчак и Константина Богомолова

В 2020 эксцентричного деятеля искусств не пропустили на борт самолета в Испанию. Как выяснилось, его ручная кладь сильно превышала допустимые объемы, а переплачивать за неудобство Бартенев отказался, сыграв жертву финансовой махинации «Аэрофлота».

Инсталляция Андрея Бартенева

Андрей Бартенев сейчас

В суете подготовки к авторским мероприятиям, преподавательской деятельности и самолюбованию, в хорошем смысле этого слова, Андрей Бартенев не забывает и об отдыхе. Ближайший отпуск дизайнер планирует провести в Испании. Помимо того, художник успевает заниматься благотворительностью, поддерживая Общество Защиты Животных.

В беседах с журналистами Бартенев подчеркивает, что недвижимостью-жильем он не владеет. Зато в его распоряжении роскошная студия, предлагающая простор для творческого полета гения.

Андрей Бартенев в своей студии

В настоящий период эпатажные перфомансы, акции и выставки работ Андрея Дмитриевича в России можно увидеть по большей части в развлекательных центрах. Также мастер не против наполнить своими «формообразованиями» стадионы, магазины, аэропорты и иные подобные пространства. Среди наиболее удачных проектов художника – «Дайте любви!», «Ногами – в воде, головой – в облаках», «Портреты счастливых людей».

Однако Андрей Бартенев – штучный персонаж на мировой арене. Он не опускается до торговли своим талантом, а лишь позволяет другим наблюдать за его мироощущениями и наслаждением окружающим миром.

Не так уж много нужно для того, чтобы совершать маленькие чудеса. Сама жизнь — это чудо, а творчество — одна из магических составляющих этого чуда.

Андрей Бартенев: «Если нет своих мозгов – хотя бы следуйте за модой!»

22 февраля 2017 22:50

Какое-то время передачу для домохозяек «Модный приговор» будет вести Андрей Бартенев – один из самых феерических фриков, порожденных нашей удивительной страной. То есть это в России его стабильно принимают за сумасшедшего, а во многих других странах носят на руках как удивительного, ни на кого не похожего художника. Как оценивать тот пир духа, который он устраивает на протяжении четверти века – решайте сами. Мы же всего лишь представим несколько образов Бартенева и вкратце опишем этапы его пути.

Андрей Бартенев родился в Норильске – городе северном и темном. Как известно, дома там раскрашивают в веселенькие цвета – чтобы студеною зимнею ночью было не так скучно. Именно отсюда, из норильской тьмы, отчаянная бартеневская страсть к ярким цветам – а еще к нарядам, которые на родине никогда и ни при каких обстоятельствах не наденешь.

Никого не напоминает вам на этой фотографии Андрей Бартенев? Ну конечно – Жанну Агузарову, певицу, в конце 80-х шокировавшую советскую общественность, а позже удалившуюся на Марс. По словам Бартенева, со знакомства с Жанной в 1988 или 1989 году «все и началось»: они оказались родственными душами, и именно вслед за ней он переехал в Москву. Чтобы впоследствии осуществить вместе с ней перформансы «100 невест для дяди О» и «Если бы у меня рот был шире на 1 метр 60 сантиметров».

Эндрю Уорхол, экспериментатор и провокатор – один из кумиров и героев Бартенева. Когда-то Уорхол прославился картинами, на которых были изображены банки с консервированным супом Campbell’s. И в начале 90-х в одном из первых громких перформансов Бартенева тоже фигурировали всякие жестянки и упаковки. В интервью он объяснял это так: «В 90-е на советских людей хлынул поток ярких, красивых разнообразных товаров, некачественных, но очень желаемых. Хотелось все съесть. Как Снежная Королева отбирала жизненную силу в обмен на вечность, так нашим людям дали множество вот этого красиво упакованного товара, и российская культура была безвозвратно утрачена».

Бартенев – желанный гость на разных церемониях, особенно несерьезных, вроде «Серебряной калоши». Никто, кроме него не может (как на одном из перформансов) забросать зрителя невидимыми червячками, крича «Бартенев дурак»!

Слово «Дурак» применительно к Бартеневу вряд ли прозвучит оскорбительно – он ведь академик Академии дураков, давным-давно учрежденной знаменитым клоуном Вячеславом Полуниным и актером Роланом Быковым. (Кроме него, туда входят Георгий Данелия, Валентин Гафт, Геннадий Хазанов и многие другие деятели культуры). В Уставе сказано, что «Деятельность Академии дураков предполагает: организацию праздников по месту скучного проживания, любовный обмен одиночеством, восхищение друг другом, проведение карнавалов, где каждый может выглядеть ещё большим дураком, обман зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания и чувства заброшенности, пребывание в остолбенении с утра до вечера, борьбу с банальностью по всей линии горизонта, ощущение прекрасного чудесным и чудесного прекрасным, отбивание у будущего запаха прошлого, исполнение щучьих велений и всяческих хотений».

Бартенев говорил, что предпочитает перемещаться по Москве «на машине или виртуально» – а то как-то на него угрожающе надвинулись молодые люди, вроде как с желанием убить. Но вот это, видимо, – редкий случай уличной одежды по-бартеневски.

Несколько лет назад в Москве проходила выставка знаменитого английского дизайнера шляпок Филипа Трейси. Естественно, Бартенев не смог ее проигнорировать – и показать британцу, какие НА САМОМ ДЕЛЕ шляпки нужны людям: непременно с головой персонажа “Улица Сезам”

Бартенев говорил, что очень долго выступал в амплуа клоуна, веселил детей, но потом основной темой стали «прославление и защита деревьев и животных». Здесь все удачно совпало: детские образы кошечки и уточки – и угрожающая булавка, призванная, вероятно, привлечь внимание к их беззащитности. (При чем здесь девушки на фотографиях слева? Точно ни при чем).

Из старого интервью Бартенева: «Мне просто нравиться играть. Играть с предметами, с ситуациями и, прежде всего, с самим собой, со своим образом. Так и рождается спектакль. Жизнь очень быстротечна, поэтому, если не наслаждаться игрой, то останется все только черное и мрачное».

И еще: «Человек, который одевается «странно», всегда знает, почему он это делает. Человек досказывает себя одеждой. А те, кто следует моде… Ну и прекрасно. Нет своих мозгов – пусть хотя бы следуют!»

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Бартенев андрей личная жизнь ориентация. Андрей Бартенев

Андрей Бартенев: биография

Знаменитый художник современности Андрей Бартенев появился на свет в северном городе Норильске в начале октября 1965 года. Его родители были обычными рабочими, семья жила в коммунальной квартире в небольшой комнате. Мальчик рано заинтересовался музыкой, ему хотелось научиться играть на фортепиано, но дома громоздкий инструмент негде было поставить. Тяга к творчеству оставалась, и Андрей начал лепить, рисовать, что-то резать и клеить из бумаги.

Читайте также:  Икелине Станге - подборка фотографий


Художник Андрей Бартенев

После окончания 10 класса юноша решил сменить обстановку и из Заполярья направился на юг России в Краснодарский край, где поступил в институт культуры на факультет режиссуры. Буйство южных красок поразило молодого человека, который привык к полярной ночи, вечному снежному покрову и северному сиянию.

Эмоциональное переживание цвета вылилось в творчестве художника в нечто большее, чем просто написание картин. Движение, а не статика — вот что стало основным направлением для него. Это совпало с веянием эпохи, в которую Бартенев органично вписался.

Личная жизнь

Личную жизнь Андрей Бартенев тщательно скрывает. В некоторых интервью он, однако, высказывается о том, что в параллельном мире у него есть дружная и крепкая семья, состоящая из трех мужей и одной жены. Сложно понять, шутит художник или говорит всерьез — с такими оригинальными личностями вообще зачастую непросто разобраться, что к чему. Но что касается детей, отпрысков у него нет даже в этой «параллельной реальности». Возможно, это потому, что и сам модельер в душе остается ребенком. Говоря о реальной семье: не так давно Бартенев потерял маму, которая была самым близким ему человеком. Эту утрату художник переживал тяжело, но с присущей ему долей горького оптимизма и светлым взглядом в дальнейшее будущее.

Творчество

В возрасте 20 лет молодой человек уезжает в Москву по приглашению Жанны Агузаровой и ее директора. В столице Андрей начинает активно работать с молодыми коллективами. Он ставит первые перформансы, на которые с удовольствием начинают ходить как критики, так и обычные зеваки. Равнодушных не остается.

Вместе с Петлюрой Бартенев создает в галерее «Марс» свои первые работы: «Буйство на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок» и «Великая корякская чайка». Вскоре с представлением «Ботанический балет» он едет на фестиваль в Ригу, где получает Гран-при.


Андрей Бартенев любит эпатаж

Зарубежная пресса 90-х, наблюдая за творчеством необычного русского, была в восторге от стилистики его акций, которая напоминала эпоху русского авангарда и футуризма. Перформансы Бартенева — словно ожившие фигуры из картин художников начала XX столетия, которые под музыку современной классики перемещались по пространству с точностью взаимодействия планет.

Сам художник замечает, что круг, вращение — это основные ключи к пониманию его творчества. На родине в середине 90-х Бартенева принимают в ряды Союза московских художников.

В начале 2000-х Андрей Бартенев работал по приглашению Роберта Уилсона в его центре Watermill в Хэмптонсе. Русский дизайнер поставил в США одну из запоминающихся своих работ «Лестница красного». В представлении участвовали настоящие оперные певцы и оркестранты, которые вместо симфонических инструментов для создания звукового фона использовали пустые железные банки. Особый эффект произвели на публику макаронные блюда, которые исполнители кидали с балкона прямо на сцену.


Эпатажный модельер Андрей Бартенев

Андрей Бартенев считает себя прирожденным педагогом. Он рано начал обзаводиться учениками, почти с самого начала своей творческой биографии. Тому поспособствовал его юношеский опыт работы пионервожатым в советских детских лагерях.

В настоящий момент художник преподает не только на Западе. Он собирает молодых творческих ребят в Москве на свои лекции по искусству, а также привлекает особо одаренных в свои перформансы. Наиболее известной российской ученицей мастера стала Саша Фролова, которая уже прославилась своим проектом «Аквааэробика».


Саша Фролова и Андрей Бартенев

Бывшие студенты Бартенева получают высокие оценки мастеров современности, и работают сценографами и артистами в знаменитых коллективах Европы и США.

Одна из последних акций дизайнера «Я тебя люблю» — современная скульптурная композиция, представленная множеством динамиков и микрофонов. Она была создана для первой Московской биеннале, а сейчас выставлена в Музее современности в Москве. Суть ее заключается в том, чтобы сказать в микрофон фразу «Я тебя люблю», которая тут же отзовется пятикратным эхом со спецэффектами, а вслед за этим прозвучит записанный на пленку ответ предыдущего участника акции.

Мировое внимание

Зарубежная пресса 90-х годов с любопытством наблюдала за развитием творчества эксцентричного русского. Европа была в восторге от его стиля проведения представлений, который напоминал произведения эпохи русского авангарда и футуризма. Но не только зарубежье заметило талант дерзкого автора – в 1996 году Бартенева принимают в Союз московских художников.

В 2000-х Андрея Бартенева пригласил поработать в центр Watermill в Хэмптонсе сам создатель этой организации – Роберт Уилсон. В США Андрей продемонстрировал одну из своих самых узнаваемых работ – «Лестница красного». В этом шоу приняли участие настоящие оперные вокалисты и оркестранты, но вместо музыкальных инструментов они использовали пустые жестяные банки. Кроме того, исполнители с балкона на сцену кидали макароны, что произвело особое впечатление на зрителей.

На Западе искусство перфоманса выделилось в отдельную дисциплину. Российский дизайнер смог найти единомышленников среди представителей зарубежной художественной элиты. Среди его друзей — такие яркие личности, как Кельвин Кляйн, Пако Робанн, Зандра Роуз, Эндрю Логан, Роберт Уилсон, Жан-Поль Готье и многие другие.

Картины

Как художник, Бартенев создает картины, выполненные в смешанных техниках: декупажа, пастельной живописи, графики, коллажа. Наиболее известными работами Бартенева считаются «Девочка с двумя фейерверками», «Автопортрет в свадебном наряде райской птицы», «Портрет в сапогах», «Спокойствие двух клоунесс», «Я фей, я — фей прекрасный», «Автопортрет в роли Арнольда Нижинского».


Картины Андрея Бартенева

Стилистически его картины представляют собой крайнюю степень абстракции. Помимо художественных работ Андрей воссоздает зрелищные представления. Это такие акции, как «Спящие красавицы», «Снежная Королева», «Фауст», «Нижнее белье для Африки», фестиваль иллюстрации «Институт Улыбки», выставка «Люби кутюр!».

Драматический театр

Неутомимый Андрей Бартенев попробовал себя и в качестве театрального актера. В начале 2000-х годов он принял участие в постановке «Shlem.com» по произведению Виктора Пелевина. Экспериментальный спектакль, в котором авторы попытались соединить представление, видеопроекцию и общение зрителей в интернет-пространстве, принял участие в Фестивале современного искусства «NET», однако данное действо не произвело впечатления на критиков. Но этот опыт характеризует Бартенева как художника, который находится в поиске новых форм.


Андрей Бартенев и Жанна Агузарова

Сейчас Андрей много работает в Европе. Он преподает в Норвежской академии театрального искусства. На Западе проведение перформансов выделено в самостоятельный вид искусства, и такая дисциплина преподается отдельно. Российский дизайнер общается со многими представителями западной художественной элиты: Эндрю Логаном, Пако Рабанном, Кельвином Кляйном, Жан-Полем Готье, Робертом Уилсоном, Зандрой Роуз.

Москва: первые успехи

Уже в 20 лет молодой человек отправляется в Москву по личному приглашению Жанны Агузаровой и ее директора. Попав в столицу, уже состоявшийся молодой художник Андрей Бартенев начинает активно сотрудничать и общаться с различными молодыми коллективами в разных сферах искусства и творчества. В этот период он ставит свои первые перформансы, которые моментально привлекли внимание не только именитых критиков, но и простых зевак, ранее не слышавших о юном даровании.

Позднее в галерее «Марс» Бартенев выставляет первые серьезные работы вместе со своим товарищем Петлюрой. В список работ Андрея Бартенева входят «Великая корякская чайка» и «Буйство на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок». В то же время авторское представление «Ботанический балет» имело столь громкий успех, что Андрей едет на фестиваль в Ригу, где получает Гран-при за свой перфоманс.

Модельер

Андрей Бартенев — регулярный участник светских мероприятий. На различных встречах мастера эпатажа можно увидеть в самых необычных костюмах.


Андрей Бартенев в костюме малинки

Высокого роста (184 см) стройный художник, который выглядит намного моложе своих лет, является отличной моделью для собственных экспериментов. На фото в Инстаграм Андрея Бартенева можно увидеть в фантастических нарядах, напоминающих инопланетян и загадочных космических существ. Но особенно запомнился публике модельер в костюме малинки.

«НИКОГДА НЕ ОТКАЗЫВАЙ В СЕКСЕ»

Если о перформансах Бартенева знают многие — слишком громкими они у него получается, — то вот все, что лежит вне сферы искусства, Андрей старается хранить в тайне. Например, даже солидные справочники путаются, сколько ему лет. В разных источниках — разные цифры: 46, 48, 54…

Также никто ничего не знает и о личной жизни эпатажного художника. Даже неизвестно, женат ли он. Правда, судя по тому, что однажды Андрей стал героем программы «Давай поженимся» (куда пришел в костюме кукурузы, скрывающем тело и лицо полностью), его сердце все еще свободно. Сам же Бартенев в недавнем интервью на вопрос, какой совет с высоты прожитых лет дал бы себе, 19-летнему, отвечает: «Никогда не отказывай в сексе тем, кто хочет с тобой им заняться».

Андрей Бартенев сейчас

Современные художественные акции Бартенева проводятся в Москве, и все чаще в развлекательных центрах. Художник использует много цвета, воздушных шаров, световых эффектов. Костюмы последних работ отличаются своей простотой, что помогает свободному передвижению актеров.


Новый ведущий шоу “Модный приговор” Андрей Бартенев

В 2021 году успешно прошло несколько акций Бартенева: «Дайте любви!», «Ногами в воде, головой в облаках» и «Портреты счастливых людей». А в начале 2021 года было объявлено, что современный дизайнер с 1 марта начинает вести программу Первого канала «Модный приговор», в которой он на время заменит предыдущего ведущего Александра Васильева.

Поклонники историка моды недоумевали — с чем могут быть связаны столько резкие изменения в программе? Васильев поспешил успокоить общественность, сообщив, что Бартенев станет ведущим “Модного приговора” на несколько выпусков, пока Александр будет занят своими сторонними проектами.

Ретроспектива Андрея Бартенева в ММСИ
ARTinvestment.RU 29 сентября 2015

В Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре 30 сентября открывается выставка работ Андрея Бартенева за последние 25 лет

Московский музей современного искусства
30 сентября — 8 ноября 2015
Москва, Гоголевский бульвар, 10

Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу Андрея Бартенева — художника синтеза, соединяющего в своем творчестве — и по-своему олицетворяющего — изобразительное искусство, перформанс, театр, танец и музыку. Выставка в двух корпусах музея на Гоголевском бульваре представит творчество Бартенева за последние 25 лет. Работа над материалами для экспозиции продолжалась более года — на июль и август один из корпусов музея стал открытой мастерской художника, где посетители могли следить за подготовкой и реставрацией работ к выставке.

  • АНДРЕЙ БАРТЕНЕВ Бартенев-Человекалоэ. 2013
    Фото: Иван Оноприенко
    Источник: пресс-релиз ММСИ
  • АНДРЕЙ БАРТЕНЕВ Бартенев. 2013
    Фото: Иван Оноприенко
    Источник: пресс-релиз ММСИ

Награжденный еще в 1990-е годы эпитетами «человек-перформанс» и «мастер инсталляций», Бартенев исследует мир через контрасты цветов и объемов, фактур и поверхностей, через активную игру с материалами и формами. Кураторы выставки на Гоголевском предпримут попытку разобраться в сложной вселенной художника. В основу экспозиционного решения легла диалектическая составляющая его творчества. С помощью белого и изумрудного цветов классический особняк XIX века поделен на две условные части — Север и Юг: противостояние холода и тепла. Свое пространственное воплощение получило и разделение работ на два крупных хронологических периода.

Левое крыло музея посвящено 1990-м — эпохе становления современного искусства в новой России и расцвету художника — непосредственного участника этого процесса. Колоссальная коллекция произведений Бартенева за этот период обретет новую жизнь и впервые будет доступна широкой аудитории. Одним из центральных в этой части экспозиции является проект «Снежная королева» (1993) — авангардная интерпретация сказки Андерсена, выставлявшаяся в Государственной Третьяковской галерее, а затем в Royal Festival Hall и Victoria & Albert Museum в Лондоне. Именно она и ее создатель в 1994 году стали героями первого номера легендарного журнала «Птюч», ознаменовав проникновение российского современного искусства на страницы глянцевых изданий. Другая показательная для того времени работа, «Ботанический балет» (1992) вдохновлена воспоминаниями художника о детстве в заполярном Норильске с его контрастом черной ночи и белого снега. В этот раздел также войдет масштабный видеоархив с документацией более 50 перформансов художника.

  • АНДРЕЙ БАРТЕНЕВ Бартенев. 2013
    Фото: Иван Оноприенко
    Источник: пресс-релиз ММСИ
  • АНДРЕЙ БАРТЕНЕВ Гусеница. 2013. Вильнюс
    Фото: Висвалдас Моркевичюс
    Источник: пресс-релиз ММСИ

Правое крыло заняли крупные инсталляции и кинетические скульптуры 2000-х, каждой из которых отведен целый зал: светодиодная скульптура «Электрические инопланетяне» (2004), инсталляция «Cоnnection Lost. Field of Lonely Hearts» (2007), которая участвовала в выставке в Русском павильоне на 52-й Венецианской Биеннале, и звуковая скульптура «Скажи: я люблю тебя» (2005) из коллекции Московского музея современного искусства. К сожалению, многие из важнейших работ художника создавались как временные и прожили совсем недолго — им будет посвящен отдельный зал. Специально к выставке Андрей Бартенев восстановил работу «The SunPool» (2009), созданную для Фонда Виллема де Кунинга и впоследствии вошедшую в коллекцию режиссера Роберта Уилсона, а также инсталляцию «Люби меня». Отдельный зал займет новая скульптура «Облепиха» из стали и сотен керамических шаров, также созданная специально для выставки в Музее.

  • АНДРЕЙ БАРТЕНЕВ
    Лестница красного. 2002. Нью-Йорк
    Фото: Юрий Гавриленко
    Источник: пресс-релиз ММСИ
  • АНДРЕЙ БАРТЕНЕВ Осторожно! Кошки и собаки в бассейне. 2005. Нью-Йорк
    Фото: Павел Антонов
    Источник: пресс-релиз ММСИ

Вслед за русскими футуристами Андрей Бартенев создает в своих работах абсурдные, причудливые и провокационные карнавальные фантасмагории. Костюмы Бартенева и его декорации к перформансам сравнивают с проектами Сергея Дягилева и Всеволода Мейерхольда. Еще одним источником вдохновения для художника, все творчество которого так или иначе связано со скульптурой, стало кинетическое искусство. Кажущаяся спонтанность, сумбурность и красочность работ у Бартенева сочетается с четко выстроенной внутренней динамикой: за хаосом маскарада всегда стоит продуманный спектакль. Объединяющим элементом на выставке в Музее становится движение — вращающиеся, мерцающие, звучащие предметы превращают музейное пространство в единый механизм под управлением Андрея Бартенева.

Готовящийся в рамках выставки специальный проект «Андрея Бартенев. Фабрика» будет посвящен влиянию Андрея Бартенева на поколение молодых российских художников и иллюстраторов. В 2007–2009 годах в Московском музее современного искусства проходил организованный Бартеневым ежегодный фестиваль иллюстрации, где он также выступал куратором. В последние восемь лет художник преподает в различных институциях Европы и Америки. Проект под кураторством одной из учениц художника, Саши Фроловой — это не столько оммаж учителю, сколько попытка продемонстрировать многообразие художественного языка в работах его студентов. Среди участников выставки — Ксения Перетрухина, Яков Каждан, Саша Фролова, Гоша Рубчинский, Дарья Марчик, Якоб Оредссон (Швеция), Йон Р. Скулберг (Норвегия).

  • АНДРЕЙ БАРТЕНЕВ
    Ботанический балет. 1992. Москва
    Фото: Ханс-Юрген Буркарт
    Источник: пресс-релиз ММСИ
  • АНДРЕЙ БАРТЕНЕВ Андрей Бартенев
    Фото: Павел Антонов
    Источник: пресс-релиз ММСИ

К ретроспективной выставке Андрея Бартенева будет приурочена публикация первого масштабного издания, посвященного творчеству художника. В книгу войдут ранее не печатавшиеся части фотоархива Андрея Бартенева, а также многочисленные публикации о нем из различных изданий — от американской газеты The New York Times до российских журналов «Птюч» и «Ом» — и другие архивные материалы. Специально для издания новые тексты о художнике напишут художественный критик Сергей Хачатуров и культуролог Алексей Масляев.

Открытие выставки приурочено к 50-летию Андрея Бартенева и продолжает серию специальных проектов юбилейного для Московского музея современного искусства года.

Еще один приуроченный к юбилею художника проект — «И зазвенел цветогривый вихрь» (10–31 октября, 2015) — откроется в пространстве генерального партнера выставки Фонда RuArts — галерее RuArts в 1-м Зачатьевском переулке. На выставке будут представлены пастели, основная часть которых создана Андреем Бартеневым в середине 1990-х.

Источник: пресс-релиз ММСИ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: